Протестное настроение в Беларуси никуда не делось, но уже нет такой эйфории, как в воскресенье, 16 августа, когда в центре Минска собрались немыслимые по масштабу людские массы. С другой стороны, глубинные изменения в обществе остановить сейчас невозможно. Их реально только замедлить и сделать «картинку» для внешних наблюдателей, будто бы всё хорошо. Один из таких наблюдателей российское общество. К сожалению, далеко не все россияне имеют сейчас верное представление о происходящем, а ведь оно в краткосрочной и долгосрочной перспективе серьёзно повлияет на будущее союзного проекта.

Уязвимым местом союза всегда было то, что он держался на воле двух президентов: сначала это была пара Ельцин — Лукашенко, затем Путин — Лукашенко с недолгим «как бы перерывом» на Медведева. Многие конфликты и вопросы всегда разрешались на уровне президентов, что не очень хорошо и говорит о временной устойчивости интеграционной конструкции, но не долгосрочной.

Сейчас пошатнулись позиции Лукашенко, и это угрожает союзному проекту. Если политик допустит слабину и уйдёт прямо сейчас, властная вертикаль посыпется. Политический кризис в стране никуда не денется, к нему только добавится экономический. Упавшую из рук власть на эмоциях толпы может подобрать кто угодно, в том числе антисоюзные силы.

В то же время для союзного проекта уже неприемлема чересчур многовекторная политика: вчера арест «боевиков» и громкие заявления о «руке Кремля», сегодня красочные рассказы о военной угрозе НАТО (порой они занимают половину вечерних теленовостей). Слишком стремительно меняется образ врага в идеологическом прицеле. А ведь союзник хорош, когда он предсказуем и не способен на внезапные враждебные действия. Так что транзит власти это и в интересах Москвы.

Но к большой политике вернёмся позже, а сейчас немного о внутренней белорусской ситуации и природе протеста. Как уже сказано во многих статьях и комментариях, основными триггерами недовольства народа стали явные фальсификации на выборах, а в особенности крайне жестокое обращение с задержанными участниками протестов. Более того, хватали даже тех, кто непосредственно в волнениях не участвовал, а пришёл из любопытства и наблюдал на расстоянии. Не все пострадавшие решились подавать заявления. Как правило, люди просто не видят в этом смысла, особенно после заявления замглавы МВД о том, что якобы никаких издевательств над задержанными не было.

И всё же в прокуратуру и следственные органы поступило более 600 заявлений по фактам избиений мирных граждан, повреждений автомобилей и тому подобного. Это именно те жалобы, в которых есть претензии к милиции. В белорусских протестах августа-2020 не так уж много радикалов. Коктейли Молотова метали не тысячи и даже не сотни людей. И эти атаки продолжались недолго.

Более недели белорусские протесты обходятся без подобных вещей, но правоохранительные органы и официальная пропаганда продолжают уделять внимание именно таким элементам протестов. Отрицание магистральных явлений, а также искажённая подача действительности только злят народ. Один из примеров случай с девочкой в Гродно.

Можно как угодно относиться к прозападному медиапроекту «Настоящее время», но в его сюжете родители девочки рассказывают, что они не участвовали в протестах. Ехали с дочкой в машине, случайно попали в зону волнений, хотели оттуда побыстрее выехать. Внезапно на машину налетел ОМОН и расколотил авто. Пострадали и родители, и девочка. Таков нарратив сюжета ниже, причём рассказывается всё устами людей.


А вот как инцидент подан государственным белорусским ТВ, смотрите ниже. Важно, что практически идентичный сюжет показали сразу по двум разным каналам: СТВ и «Беларусь 1». Явление довольно редкое. Явно была команда сверху. Обратите внимание, что в видео часть информации подаётся через нарезку отдельных фраз героев материала, а другая часть — устами корреспондента и диктора.


После просмотра обоих видео очевидна подтасовка во втором варианте. Естественно, что всё больше людей разных возрастных групп в Беларуси активно пользуются интернетом и могут найти оба видео. Более вероятно, что они посмотрят первое, потому что «Настоящее время» намного лучше продвигается в соцсетях.

Увидев первый сюжет, в версию госпропаганды никто никогда не поверит. А это ещё один камень в сторону власти и снижения рейтинга. В принципе, идеологи могли бы иначе «выкрутить» ситуацию. Рассказывается всё так, как было на самом деле. Перед семьёй извиняется какой-нибудь милицейский начальник, девочке дарят мороженое, маме — цветы, папе крепко жмут руку. Государство дарит или под супервыгодную рассрочку даёт семье новую машину, сделанную на совместном белорусско-китайском заводе «Белджи»… Однако выбран был самый кондовый путь, и сейчас что-то менять поздно.


Более того, официальная версия уже озвучена Александром Лукашенко на провластном митинге в Гродно: «Гродненскую девочку якобы избил ОМОН, и вся страна рыдала. Отец её сказал: "Никто нас не избивал, мы попали в ДТП". Спасибо ему. Это мужественный человек!» Фото: president.gov.by

Лукашенко во время этого выступления также заявил, что 60 % фотоснимков синяков и травм от побоев ОМОНа — фейк. Допустим, что так. Но есть же и не фейк. Почему не возбуждаются уголовные дела? Где хотя бы промежуточные результаты проверок? Пока в официальных источниках рассказывают только о провокаторах и случае изнасилования со стороны милиционеров, который не подтвердился. О другом — молчание. 

Глава МВД Юрий Караев считает, что сейчас рано наказывать милиционеров, которые перешли черту дозволенного. По его мнению, это деморализует личный состав. Да. Такой риск есть. Но кто и почему так воспитал свой личный состав? Одно дело жёстко разгонять протестующих, другое — хватать всех без разбору и потом ещё избивать в райотделах либо изоляторах. Кстати, под раздачу попали и российские граждане, не участвовавшие в демонстрациях.

Безусловно, часть населения всё ещё считает, что всё это фейки. Во-первых, потому, что эта часть — сами же госидеологи или другие функционеры вертикали. Во-вторых, на кого-то «излучение» ещё действует. Именно «излучение», ведь происходящее в Беларуси местами напоминает сюжет Стругацких из «Обитаемого острова». Только «выродков» (невосприимчивых к излучению) в стране не меньшинство, а, видимо, большинство. Они откровенно смеются над «мобильным излучателем» — боевой машиной психологического подавления, которая недавно ездила по Витебску и проигрывала патриотические песни.


Кроме того, недавно государственные и дружественные власти радиостанции перекрыли вечерний эфир многократным повтором песни «Саня останется с нами!». Это была попытка организовать всенародный флешмоб. Идеологи думали, что люди массово включат радиоприёмники в домах и авто на полную громкость во всеобщем экстазе, чего не случилось. Акция вечернего «облучения» вызвала недоумение, смех и т. п. Кстати, песня когда-то была написана как пародия. Но госпропаганда пытается её использовать в свою пользу. Это почти получилось в 2010 году. И вот теперь старый хит достали с полки в надежде повторить прошлый эффект, но увы…


Очевидно, что продолжение такой PR-политики будет только множить ряды противников власти и усугублять кризис.

Почему же власть не меняет курс пропаганды? Скорее всего, она не понимает, что отрицает очевидное, и просто самооблучилась пропагандой. В этом легко убедиться, понаблюдав, как общается с гражданами одна из ключевых фигур вертикали Наталья Кочанова (на данный момент — спикер верхней палаты парламента). В споре с населением она может лишь частично, тактически пойти на уступку и признать какой-то незначительный момент. В принципиальном она не уступает, даже если у неё совершенно нет аргументов. Например, ей говорят о проблеме однобокой подачи новостей на гостелевидении, а она отвечает сотрудникам ТВ-цеха, что, если им не нравится, они могут не работать в Белтелерадиокомпании.

Но нельзя же сказать широким народным массам: «Не нравится? Так не живите в Беларуси!» А ведь именно такой месседж слышат сейчас многие жители республики.

На первом массовом митинге за власть в воскресенье, 16 августа, ещё велась речь о каком-то диалоге, но сейчас из уст провластных идеологов, экспертов и депутатов это можно услышать всё реже. Основной мотив иной. Протестующие объявляются врагами, и отвечают им жёстко. Нет. Массовые «хапуны» и задержания на момент написания обзора не происходили, но вертикаль решила дать PR-отпор. К сожалению, он показал убогость и скудость арсенала государственных пропагандистов.

Например, в телеграм-канале «Пул Первого» (делается ближайшим медиаокружением Лукашенко) был опубликован стикер-пак, который предлагается использовать сторонникам действующей власти. На него тут же была сделана пародия. Ниже приводим примеры оригинальных и пародийных стикеров, в комментариях они не нуждаются. Единственное, что можно сказать: каждое действие имеет своё противодействие.

Итак. Повторимся, что ошибка власти в усугублении раскола общества. Вертикаль надеется: «наши» подавят «не наших». О том, что ширится база для конфликта на самых разных уровнях социума, видимо, никто не думает. Зря некоторые журналисты назвали происходящее «Беломайданом». Это «Самомайдан», а местами и самообман. Похоже это и на предвыборную кампанию после выборов.

Причём идеологи не понимают, что жизнь меняется, преподнося новые вызовы. На провластные митинги по-прежнему людей собирают через «добровольно-принудительные» и другие административные механизмы. Если митинг в Минске или облцентре, выделяются автобусы для подвоза массовки из регионов.

По иронии судьбы власть в Беларуси сама привозит людей на площади, тогда как на Украине их туда свозили противники действующего режима. В Беларуси оппоненты приходят сами и бесплатно. Если кому-то перепали какие-то суммы, то явно единицам.

Ещё одна проблема госпропаганды и «антимайданных» наблюдателей из России в том, что они проецируют проект Тихановской на всю протестную массу. Даже говорится об антироссийской программе. Эти рассуждения не имеют ничего общего с реальностью. Во-первых, программа эта не была утверждена штабом Тихановской или объединённым штабом. Это был лишь один из вариантов на каком-то этапе. Официальная итоговая программа опубликована в газетах «Беларусь Сегодня» и «Звязда». В ней совершенно нет антироссийской риторики. Более того, муж Тихановской зарабатывал деньги частично в России, поэтому она не может не понимать, что там основной рынок сбыта товаров и услуг.

Кроме того, не все готовы понять, что выступления против Лукашенко не тождественны участию в традиционном движении белорусской оппозиции.

Плюс к этому команда Тихановской довольно немногочисленная часть политической оппозиции, которая отличается очень сложными внутренними отношениями и далеко не монолитна. Как отмечалось ранее, многие протестующие встали под бело-красно-белый флаг только потому, что другого символа протеста в стране на данный момент не существует. Не стоит обязательно видеть здесь «бандеровский» подтекст. Коллаборанты использовали и российский триколор, хоть немцы это не очень-то поощряли…

Некоторые оппоненты власти, причём их не так уж мало, в последнее время выступают за использование обоих знамён: и официального, и оппозиционного. Среди них глава «бабарикинцев» Мария Колесникова.


Теперь немного о Координационном совете (КС). Многим сторонникам союзного проекта не понравилось, что в него вошла Светлана Алексиевич. Нужно обратить внимание, что в него вошёл и Павел Латушко, бывший посол Беларуси во Франции, экс-министр культуры. Он, конечно, выступает за независимость страны, но и не отрицает важность взаимодействия с Россией, прямо говоря об основном рынке сбыта. К тому же он опроверг заявления Лукашенко, что КС хочет перевести армию полностью на белорусский язык.

В истории с КС важно другое. Это пока всего лишь самопровозглашённый орган без полномочий, а не Всероссийское учредительное собрание образца 1917–1918 годов. Никакой власти у КС нет, да и члены его президиума официально заявили, что на власть и не претендуют. Госвертикаль, конечно, в это не поверила, возбудив уголовное дело. Однако пока непонятно, кто из членов КС подозревается в попытке захвата власти и на основании чего.

С другой стороны, большая часть членов КС может и не подозревать о том, что его создание это, возможно, чья-то продуманная провокация. Какой-то политтехнолог просто хочет спровоцировать новое обострение, подстегнуть власть к необдуманным поступкам, чтобы вызвать очередной виток народного негодования и тем самым дать эмоциональную подпитку протестам. Но это пока лишь только предположение…

Вернёмся всё же к белорусско-российской повестке. Тут всё непросто. Официальный Минск настолько резко поменял вектор, что на провластные митинги пускают даже НОД, хотя раньше это движение в Беларуси считалось маргинальным. Его не жаловали ни оппозиция, ни власть. Теперь же «георгиевские» флаги видны в первых рядах на акциях за Лукашенко.


Фото: TUT.BY

Другая деталь. После забастовки и протестных увольнений на госТВ власти Беларуси пригласили взамен медиаспециалистов из России. Это признал сам Александр Лукашенко: «Я попросил россиян: дайте нам 2–3 группы журналистов на всякий случай. Это 6 или 9 человек с самого продвинутого телевидения».

Для союзного проекта это очень плохо, ведь у массы простых людей приезд медиаштрейкбрехеров вызывает антироссийские настроения и толкает на разговоры о вмешательстве Кремля.

Единственная помощь от России, да и ЕС, которая была бы сейчас к месту, убедить первое лицо в том, что нужен реальный диалог и разумные уступки (к примеру, хотя бы один судебный процесс над милиционерами, которые избивали людей). Затем нужна открытая и широкая дискуссия о новой конституции и чёткое заявление о том, когда будет референдум по её принятию. Следующий шаг подготовка к новым президентским выборам, отказ Лукашенко от участия в них и принятие закона о гарантиях для первого президента страны: полная неприкосновенность, пожизненное содержание и охрана.

На новых выборах проявятся конструктивные кандидаты, которые за независимость, но не против разумных союзов с Россией. Как заявил недавно Павел Латушко, политик, который захочет отгородиться от РФ стеной, будет последним политиком в Беларуси.

Важно понимать, что транзит власти не может идти быстро. Понадобится хотя бы полгода. А ещё лучше, если переходный период займёт год. Дальнейшая же эскалация конфликта в обществе ведёт к непредсказуемым последствиям. Очевидно, что эскалацию подпитывают сейчас и некоторые западные агенты влияния, и сама белорусская власть…