В Минске и в Москве не могут договориться о том, кто же сильнее хочет перейти на российский рубль в двусторонней торговле. «Я недавно президенту России предложил: прежде чем бросаться на что-то большое [речь о перспективе единой валюты СГ. — Ред.], давайте перейдём на 100 % торговли в российских рублях. Вот наше предложение. Мы этого не боимся, но никто на это не идёт. Значит, Россия отказывается от торговли с самым близким своим партнёром в российских рублях», — заявил Александр Лукашенко на совещании по вопросам участия в интеграционных структурах.

В Кремле такому заявлению очень удивились. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отказался подтвердить, что Россия получала такое предложение в последнее время от белорусской стороны, однако заявил, что как раз в таком сценарии Россия заинтересована: «Мы заинтересованы в переходе на расчёты на основе национальных валют, в первую очередь на основе российского рубля, и эта тема постоянно фигурирует на повестке переговоров».

В свою очередь, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев снова предлагает вернуться к пересмотру и согласованию Союзного договора: «Мне кажется, что над этим надо работать, а не просто говорить о том, что "явно Россия ничего не хочет, это всё для прикрытия"». По его мнению, до этого бессмысленно, в частности, поднимать и вопрос общей валюты СГ.

«Представьте себе какой-нибудь Пуэрто-Рико, что живёт на американские дотации, но при этом хочет наравне с ФРС печатать доллар США», — пытается иронизировать по поводу идеи введения общей валюты Telegram-канал «Бульба престолов», подтверждая тем самым, что его редакторов вряд ли стоит относить к числу сторонников Союзного государства. Однако при этом не стоило бы откровенно передёргивать: на эмиссию российского рубля в Беларуси никогда не претендовали.


Не говоря уже о том, что глупо сравнивать Беларусь с Пуэрто-Рико. Если проводить параллели и соотносить масштабы, то Беларусь скорее Канада.

Напомним, что в настоящее время до 80 % торгового оборота между Россией и Беларусью происходит в рублях РФ.  

Эта неделя стала прямо-таки рекордной по общему количеству задержанной и/или уничтоженной продукции, обнаруженной российскими пограничниками. СМИ сообщили об уничтожении 75,5 тонны яблок и груш (ввезены с территории Беларуси без документов в обход фитосанитарных постов). Известно также о задержании двух тонн белорусских колбас и партии собачьего корма.

Искушение, конечно, велико. В соседней Украине в 2018 году урожай яблок выдался просто рекордным: в декабре прошлого года 1 кг на опте можно было сторговать за 2 грн./кг (0,07–0,08 долларов).


К слову, в ЕЭК предлагают странам ЕАЭС для предупреждения подобных инцидентов активнее создавать кооперационные проекты по производству биологических и химических средств защиты растений, использование которых разрешено правилами ЕАЭС.

С нарушениями везут не только яблоки и груши. Так, в ЕЭК обратился Россельхознадзор, сообщив комиссии неутешительную статистику за январь — ноябрь прошлого года. За этот период из Беларуси в Казахстан, Армению и Кыргызстан была экспортирована 101 тысяча тонн сухой молочной продукции. Но это по документам белорусской стороны. А вот по документам указанных стран выходит, что ими было получено только 25,8 тыс. тонн, т. е. лишь четверть. Остальное «потерялось в дороге».

Как мы помним, торговлю аграрной продукцией между РФ и РБ определяют ежегодно подписываемые балансы поставок. Следовательно, существует определённый риск, что эти 75 тыс. тонн могут вычесть из баланса текущего года. Пострадают все — и те, кто торгует по правилам, и те, кто «творчески» их обходит. Т. е. контролирующие органы с белорусской стороны должны сами быть заинтересованы в том, чтобы активнее выявлять компании, использующие серые схемы экспорта.

В начале марта мы уже писали о том, что оппозиционные СМИ по всем признакам получили отмашку отслеживать, собирать и предавать огласке примеры экономического сотрудничества Беларуси с Крымом и самопровозглашёнными ДНР и ЛНР. Подтверждением этому наблюдению стал материал «Белсат» о продукции донецкого кондитерского предприятия «Тор» (экс-«Конти»), которая продаётся в Беларуси. Как утверждают журналисты издания, им удалось добиться от импортёра продукции (компания «Белвингрупп») обещания прекратить сотрудничество.

Упомянутый журналистами Борис Колесников — владелец кондитерской компании «Конти», чьи активы находятся в т. ч. на не контролируемой Украиной территории. По слухам, бизнесмену удалось сохранить над ними контроль, хотя считается, что с 2017 года эти активы перешли под контроль правительства ДНР.