БелАЭС строится с начала 2010-х годов, и до завершения строительства первого энергоблока остаются считаные месяцы. Всё это время оппозиционная белорусская пресса пишет о том, что это ненужный и вредный проект. Ненужный, в частности, потому, что очень дорогой, мощность станции будет избыточной, а экспортировать её электроэнергию Беларусь не сможет из-за негативного отношения к строительству со стороны Литвы и Польши (подробнее об этом см. тут).

Члены правительства Беларуси неоднократно давали ответ на эту критику. Однако в этот раз ответ получился предметным: создана рабочая группа, задача которой — до 10 января сформулировать и внести предложения о создании в Беларуси энергоёмких производств для «утилизации» энергии, производимой станцией. Вторая и не менее важная задача — подготовить план модернизации действующих мощностей в энергетике. Т. е. какие из ныне работающих ТЭС со вводом первого, а затем и второго энергоблоков АЭС можно будет остановить и поставить на ремонт.

Как мы помним, такой вопрос поднимался уже неоднократно, однако в ноябре руководство Беларуси занималось им крайне серьёзно. Создание комиссии — это по сути выполнение поручения президента РБ Александра Лукашенко от 16 ноября, указавшего, что общественность проблему обсуждает, волнуется и пора дать чёткий ответ.

К плану создания таких производств мы ещё вернёмся в январе. Пока же можно сказать, что горизонт планирования — 2035 год.


Украинский ЦГОК (разработка месторождений железной руды) раздумывает над приобретением беспилотного БелАЗ-7513R и беспилотного же колёсного погрузчика БелАЗ-78250. Т. е. промышленности Союзного государства перспективно продавать Украине не только энергоносители, но и продукцию машиностроения. Напомним, что БелАЗы в последнее время становятся всё больше «российскими» (поставки двигателей и других комплектующих). Кроме того, белорусская дочка ВЭБ осенью этого года открыла заводу кредитную линию на 2,9 млрд рублей.


Любопытно, что заинтересованность Украины в такого рода продукции объясняется не погоней за новинками прогресса, а банальнейшим дефицитом квалифицированных водителей. Этот дефицит уже приобрёл по отдельным направлениям угрожающие масштабы и будет только обостряться: на заработки в другие страны бегут даже водители обычных маршруток, что уж говорить о водителях спецтехники. Между тем экспорт железнорудного сырья — важная статья украинского экспорта, поэтому экспортная выручка находится в прямой зависимости от количества квалифицированных водителей. Беспилотная техника поможет украинцам снизить остроту этой проблемы. А само наличие такой проблемы гарантирует БелАЗу рынок сбыта на Украине.

К слову, это общий случай более общей тенденции. Перманентный украинский кризис постоянно генерирует возможности заработка. И пусть в этом кризисе Украину держит коллективный Запад (с той же целью, кстати, держит), это не значит, что проблемами Украины не могут или не должны пользоваться производители из РФ или РБ. Наиболее известный пример — импорт Украиной российского и белорусского топлива, хотя ещё лет 10 назад нефтепереработка Украины покрывала её потребности в моторном топливе и даже оставалось что-то для продажи на внешние рынки. Одна из причин, по которой за украинским кризисом нужно внимательно наблюдать, состоит как раз в том, что Украина будет становиться всё более импортозависимой. Этим всё равно кто-то воспользуется, вопрос лишь в том, кто успеет первым.

«Всё окончательно согласовали», — так охарактеризовал переговоры о соглашении по взаимному признанию виз начальник департамента по гражданству и миграции МВД Беларуси Алексей Бегун 30 ноября. «Обе стороны внесут соглашение на внутригосударственные процедуры с общим намерением подписать его 13 декабря в Бресте», — сказал он.

Напомним, соглашение планировалось подписать ещё весной этого года. Однако в результате подписали только временное соглашение, упрощавшее логистику болельщикам ЧМ-2018 по футболу, тогда как все остальные ждут до сих пор.


В особенности жители Украины, для которых пересечение внутренней границы между РБ и РФ вот уже 2 года как стало сущим мучением: попасть в Россию транзитом через Беларусь можно только авиатранспортом или через 1-2 специализированных автомобильных пункта пропуска.