С апреля мы пишем об ужесточении режима ввоза плодоовощной продукции в РФ транзитом через Беларусь. Возникает резонный вопрос: а что за это время было сделано, кроме введения запрета?
1. Как указывает глава Минсельхозпрода РБ Анатолий Хотько, между Россией и Беларусью ведутся консультации по «увеличению числа фитосанитарных контрольных пунктов на белорусско-российской административной границе». Как известно, пограничного контроля при пересечении границы между РФ и РБ сегодня нет, тогда как пункты контроля есть не на всех трассах, связывающих два государства. Т. е. при желании ввезти продукцию мимо этих пунктов не так уж и сложно.
2. К октябрю текущего года стороны обещают завершить интеграцию информационных ветеринарных систем — российской «Меркурий» и белорусской AITS. После этого партии сельхозпродукции можно будет отслеживать на всём пути следования. А главное — ввоз в обход фитосанитарных пунктов сразу будет виден.
Кроме того, за оборотистых бизнесменов взялись с обеих сторон. Так, в Беларуси 5 лет тюремного заключения получил директор компании «ЭлитОвощТоргТранс» — компания под его руководством занималась поставками санкционной продукции в Россию.
Это крайне важный прецедент, ведь санкции существуют только в российском законодательстве, Беларусь никаких санкций не вводила. И какой-нибудь итальянский пармезан или польские яблоки продаются в Беларуси вполне легально. Однако их ввоз в РФ уже незаконен, т. е. приговор фактически вынесен за нарушение законов другого государства. Причём аналог нарушенной нормы в белорусском законодательстве отсутствует. Впрочем, и логику решения понять тоже можно, ведь страдают экономические интересы самой Беларуси: РФ на ввоз «санкционки» реагирует санкциями уже в отношении белорусских производителей.
Проще наказывать нарушителей, чем заново налаживать торговлю. Похоже, в Беларуси это поняли.
3. В России и сами принялись за белорусских «плодоовощных флибустьеров». В частности, Роскомнадзор уже предупреждал, что будет блокировать на территории России белорусские информационные ресурсы, чьи владельцы связаны с ввозом санкционной продукции в РФ. Одной из попавших под блокаду стала минская компания «КамгориС».
О новости сообщил польско-белорусский «Белсат». Оказалось, что у провайдера на заблокированном ip-адресе было ещё порядка 200 компаний, которые никак не были связаны с торговлей польскими яблоками в РФ. Из-за этого прочие ресурсы в спешном порядке перевели на другие адреса.
Что ж, это тоже можно считать прецедентом. Постепенно белорусский бизнес привыкнет к мысли, что поставки «санкционки» в РФ чреваты неприятностями — даже рикошетом. И от тех, кто таким образом промышляет, нужно держаться подальше.
И напротив: соблюдающим российское законодательство — зелёный свет. За последние дни СМИ сообщили о как минимум двух случаях снятия ранее введённых санкций. Снова торгуют без препятствий Гродненский мясокомбинат и «Молоко» (Новолукомль).
В этом году РФ и РБ могут отметить (если захотят, конечно) двухлетие идеи об отмене межгосударственного роуминга. Она была высказана на заседании Высшего госсовета СГ летом 2017 года, после чего была поддержана президентами РФ и РБ и с тех пор гуляет: от президентов к правительствам и профильным министерствам, затем обратно и снова по кругу. Все перипетии этого транзита нам уже известны и неоднократно обсуждались. Очередная новость — очередные проблемы. «Пока подходы не найдены, хотя предложения есть. Вопрос передаётся на рассмотрение Совета министров Союзного государства», — сообщил в начале недели председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко.
В общем, всё идёт к тому, что роуминг в рамках ЕАЭС будет отменён (или будут радикально снижены тарифы) быстрее, чем в рамках СГ. Или даже (что будет более неловко) быстрее будет отменена плата за роуминг между Украиной и ЕС.
Причины этого — на поверхности. Белорусские операторы требуют компенсаций (за обнуление платы за роуминг) или согласны лишь на частичное её снижение — эту позицию белорусская сторона неизменно транслирует в ходе переговоров. А на компенсации не может пойти уже правительство, у него и без этого бухгалтерия сходится с трудом.
Таким образом, вопрос отмены платы за роуминг сегодня — не в подходах. Он зависит от успешности интеграции и роста торгового баланса у РБ.