Встреча глав правительств РФ и РБ 11 марта состоялась. Однако, по сути, это единственное, что можно о ней пока сказать. Белорусская сторона передала свои предложения нефтяным компаниям РФ. Об их сути пока не сообщается. Хотя с высокой долей вероятности можно предположить, что белорусское правительство просит о снижении цен, мотивируя это в т. ч. демпинговыми ценами стран Залива. «Ситуация в последнее время изменилась. Цены на нефть упали. В связи с этим белорусская сторона представила российской новые предложения для нефтяных компаний...» заявил Сергей Румас.

В целом ход ожидаемый. Однако, как мы уже и писали, в сложившейся ситуации главная выгода достигается не упорным торгом, а скоростью. И если на предложение белорусской стороны не прозвучал ответ «да» прямо в ходе встречи, то торговля всё ещё идёт. 


Между тем нашу точку зрения разделяют и отдельные представители белорусского бизнеса. «Вместе с падением цены на нефть всё, что производится из неё, становится также гораздо дешевле и неконкурентным на рынке. Из-за высокой неэффективности белорусского производства нет свободных денег, поэтому и получается пиррова победа, когда вроде бы результат есть, пора накрывать поляну и заливать всю страну нефтью, а на самом деле толку от этого просто ноль», — заявил директор управляющей компании «Просто» Александр Малашко в эфире программы «Примус». Насколько высока неэффективность упомянутых производств — вопрос спорный. Однако в целом оценка верна, ведь с падением цен на сырьё и ростом предложения (увеличение добычи уже анонсировали и в РФ, и в странах Залива) будет расти и объём нефтепродуктов на рынке, а значит возрастёт конкуренция. Вплоть до того, что Украина начнёт везти танкерную нефть на свои НПЗ так же, как ранее предлагала это делать для Беларуси. Либо же нарастит закупки у польско-литовского «Орлена» и российских производителей, даже несмотря на ранее введённые санкции и повышенный акциз. 


Последнее, к слову, уже произошло. Украинские СМИ сообщают о росте поставок российского дизтоплива до 201 тыс. тонн в феврале (в январе — 142,5 тыс. тонн). В итоге доля российского дизеля на украинском рынке снова составляет 45 % (столько было до введения спецакциза летом прошлого года, после чего доля российского топлива сократилась, а белорусского  выросла). 

Тут же мы вынуждены не согласиться с позицией, которую озвучил старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб. Эксперт прогнозирует эру дешёвого топлива для внутреннего рынка РБ. Однако в условиях резкого сокращения экспорта внутренний рынок остаётся для НПЗ (и государства как их собственника) единственной возможностью заработать. 

На фоне этого вынуждены указать на несвоевременность журналистского юмора оппозиционной прессы РБ.

Впрочем, позитивные сигналы всё же есть. TUT.BY со ссылкой на свои источники в группе компаний «Сафмар», утверждает, что объём поставок нефти в Беларусь структурами компании в январе — марте может достигнуть 1,3 млн тонн. Причём большая часть (1 млн тонн) — трубопроводным способом. 

Кроме того, на встрече обсуждались некие «два сложных вопроса в рамках подготовки основных стратегических направлений интеграции в ЕАЭС на 20212025 годы». Какие именно — не уточнялось. Однако поскольку и сама программа, и сложные вопросы нам в целом известны, то, видимо, речь шла о единых рынках нефти и газа. Кроме самого факта обсуждения, опять-таки ничего не известно. 

Впрочем, нефть и её стоимость — далеко не единственная проблема белорусской промышленности. Согласно данным агентства «Автостат», продажи грузовиков МАЗ на российском рынке в очередной раз сократились: 200 регистраций за февраль (минус 16 % к февралю 2019 года). И это при том, что: 

  • 2019-й был для МАЗа тоже не самым урожайным;
  • российский рынок в целом растёт, хотя и медленно (5764 регистрации, плюс 0,8 % к февралю 2019 года);
  • падение продаж в январе-феврале ещё более выражено: минус 17,2 % при росте рынка на 9,2 %.