«Компенсация [речь о средствах, которые РФ компенсирует Беларуси из-за прошлогоднего форс-мажора с загрязнённой нефтью. — Ред.] может оказаться хорошим стартом. Но может и не оказаться. Важно не потерять темп», — так мы писали в обзоре развития Союзного государства за февраль. Этот вопрос, равно как и все вопросы, относящиеся к топливной сфере, слишком долго оставался нерешённым. Однако в феврале дело сдвинулось с мёртвой точки, что дало нам надежду на позитивную динамику и в отношении всего остального.

Предчувствие не обмануло. Беларусь и Россия в марте действительно договорились по вопросу стоимости нефти. Правда, никто пока не знает, о чём. «Мы сейчас в очень активной стадии переговоров по второму кварталу (по поставкам нефти), и в ближайшее время, когда сформируем пакет предложений из всех источников, можно будет говорить об окончательном ценообразовании», — рассказал глава компании «Белнефтехим» Андрей Рыбаков.

Что касается ценового вопроса, то, если судить по озвученным Сергеем Румасом (и подтверждённым «Роснефтью») данным, стороны, что называется, «сошлись на половинке»: премия компаниям осталась; она была уменьшена; оставшуюся её часть перевели в межбюджетные расчёты. 

Впрочем, это как раз тот случай, когда конкретика отходит на второй план. Сам факт заключения договорённости говорит о том, что:

– стороны пошли на компромисс, т. е. нашли вариант, устраивающий всех;

– восторжествовал разум: все фантастические прожекты доставки нефти танкерами, транзитом через украинскую трубу или литовскую/латвийскую железную дорогу, а также ещё более фантастический польский реверс — всё это отправилось в тёмный чулан. Т. е. туда, где всей этой ненаучной фантастике и место. Остались главы правительств РФ и РБ и голая экономическая логика.

Напомним, что мы ещё в начале месяца возлагали надежду на позитивные изменения после встречи Сергея Румаса и Михаила Мишустина

В кризисной ситуации происходит переоценка важного и необходимого. Сегодня для российских нефтедобытчиков и белорусских НПЗ важно сохранить работу и рынки.


Экспорт товаров из Республики Беларусь за январь 2020 года. Источник: Белстат

Как видим, только в январе выручка белорусских НПЗ от экспорта топлива упала на 300 млн долларов. С учётом февраля этот результат можно смело умножать на 2. В марте уже вступает в силу и ценовой фактор (вслед за рынком нефти пошла вниз и стоимость топлива), но это уже после. Т. е. убытки вполне соотносимы с прошлогодними из-за форс-мажора. Вот только компенсировать их, в отличие от прошлогодних, уже никто не станет. 

В общем, почти трёхмесячное согласование вопроса справедливой стоимости нефти сложно назвать оптимальным сроком. Но будем считать, что 3 месяца — лучше, чем 4. 

Интеграция через мусор

Ещё в конце прошлого года мы писали о том, что одним направлением экономической интеграции в Союзном государстве станут сбор и переработка мусора — точно так же, как ранее таким направлением стала федеральная программа капитального ремонта лифтов (согласующаяся к тому же с нормативами ЕАЭС по замене и капремонту лифтового хозяйства). 

Для такого прогноза не нужно иметь доступ к инсайдерской информации или быть каким-то супераналитиком. Залогом нового направления стала т. н. мусорная реформа. Уже в январе — сентябре 2019 года продажи мусоровозов в РФ подскочили до 2600 шт. (+93 % к аналогичному периоду 2018 года), об этом мы также писали. И, разумеется, это только начало. 

В начале марта стало известно о том, что белорусская компания «Сохра Дайнэмик» собирается построить в Удмуртии новый мусороперерабатывающий комплекс. 

Сразу скажем, проект не такой уж новый. О строительстве такого комплекса в Ижевске известно как минимум с 2018 года.


Однако белорусы подключились недавно. Продвигать проект в Удмуртию вместе с представителями компании полетел заместитель премьер-министра РБ Владимир Кухарев, что уже само по себе говорит о том, какое значение в Беларуси придают этому проекту. Впрочем, проект обсуждали не только там, но и в Беларуси, где в конце февраля проходил форум «Дни Удмуртии в Республике Беларусь».

Следует отметить, что, согласно заявлению министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртии, такой проект может стать для «Сохра Дайнемик» пилотным, после чего аналогичные комплексы появятся и в других регионах РФ. Так, в заявлении министерства говорится, что «"Сохра Дайнэмик"... сотрудничает с рядом регионов и органов госуправления Российской Федерации по различным направлениям. Одним из направлений сотрудничества является использование наилучших доступных мировых технологий в области обращения с отходами». «Направлений» — т. е. это не разовое мероприятие.

Что проект собой представляет? Современная сортировочная линия плюс завод по газификации для почти полной (до 95 %) переработки отходов, оставшихся после сортировки. Т. е. из отходов ещё и получат газ, который можно будет использовать для отопления либо для работы самого же мусороперерабатывающего комплекса. Видимо, в итоге получится нечто вот такое:


Заработать на реформе рассчитывает и белорусский МАЗ. В марте он презентовал СМИ сразу 2 модели мусоровозов, которыми явно заинтересуются российские регионы. Во-первых, МАЗ-594025, который может извлекать мусор из контейнера любой формы и размера, прессует его и вмещает до 17 кубометров отходов (порядка семи тонн). 


Источник: abw.by

Кроме того, конструкторы автомобиля учли особенности эксплуатации (парковка автомобилей во дворах нередко мешает проезду коммунальной техники, в районах старой застройки тоже непросто маневрировать). Мусоровоз МАЗ довольно компактен (длина — 8450 мм, ширина — 2550 мм, высота — 3550 мм) и оснащён камерой заднего вида. 

Второе предложение — модель МАЗ-4901С4. Он берёт меньше отходов (чуть более 10 кубометров). Зато работает на автогазе и способен проехать до 200 км на полной заправке. 


«Сейчас основные расходы эксплуатирующих организаций приходятся на топливо. Новый мусоровоз позволит его экономить и поспособствует быстрой окупаемости, что снизит и затраты на вывоз мусора», — пояснили представители МАЗ. Утверждается, что переход на автогаз экономит до 40 % расходов на топливо. Что же касается вопроса безопасности, то на мусоровозы устанавливается ГБО 4 поколения.

Насколько долгоиграющим может быть это новое направление, если сравнивать его с той же федеральной программой замены лифтов? Об этом беспокоиться не следует. Лифтовики сегодня работают с осознанием перспективы на ближайшие лет 10. В сфере переработки мусора можно планировать примерно такими же категориями. «Первых результатов мы можем ждать только тогда, когда мы построим в целом по России около 200 мусороперерабатывающих и мусоросортировочных заводов. О мусоросжигательных я даже не говорю», — заявил в прошлом году специальный представитель президента РФ по экологии Сергей Иванов. Напомним, что ежегодный объём ТБО в России оценивается в 70 млн тонн, из которых перерабатывается около 5 млн.   

БелАЭС: скоро стартуем

Работы по подготовке пуска БелАЭС ведутся несмотря на эпидемию коронавируса и ряд связанных с этим сложностей и ограничений. «Почему Лукашенко не запускает БелАЭС?» — задавался вопросом в конце февраля оппозиционный Белсат (очевидно, намекая, что со станцией не всё ладно). Рассказываем.

Во-первых, наконец-то нам известен хотя бы примерный срок пуска станции: июнь. Более точную дату мы пока не услышим – её вряд ли знает и руководство станции, поскольку она зависит от даты поставки ядерного топлива. А эта операция, как мы знаем, уже несколько раз переносилась по соображениям безопасности.

Кроме того, станцию планировали запустить даже в мае. Однако вмешался фактор COVID-19, отправивший на больничные койки полтора десятка российских специалистов, которые должны были принимать участие в завершающем этапе строительства. И если ещё в начале апреля в Минэнерго заявляли, что перенос пуска в связи с этими обстоятельствами не планируется, то к середине апреля мнение изменилось. А май (как время пуска) сменился июнем.

Впрочем, пока что задержки возникают в основном из-за влияния фактора COVID-19 — прямого или косвенного (эпидемия замедляет или даже останавливает все экономические процессы, не только пуск БелАЭС). Со стороны же станции к пуску препятствий нет. 20 марта появилось сообщение о том, что Госатомнадзор завершил проверку готовности БелАЭС к завозу топлива: «В ходе проверки комиссия Госатомнадзора убедилась в способности ГП "Белорусская АЭС" обеспечить безопасную приёмку и размещение ядерного топлива на площадке». Тем самым в Госатомнадзоре засвидетельствовали положительный результат проверки, который проходила станция с 17 февраля.


«Рассмотрено более 230 документов, подтверждающих как техническую готовность транспортно-технологического оборудования, систем и элементов, важных для безопасности, так и организационную готовность персонала станции к безопасному обращению со свежим ядерным топливом». 

Насколько Госатомнадзор серьёзно подходит к таким проверкам? Слово самим работникам станции: «Некоторые сотрудники оперативного персонала энергоблока № 1 были приняты в 2014 году. И только в 2019-м они получили разрешение Госатомнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии», — рассказал заместитель начальника учебно-тренировочного центра Александр Ерин изданию «Витебский курьер».  

Во-вторых, ещё в начале марта завершила свою работу миссия МАГАТЭ: «Беларусь выполняет все требования МАГАТЭ в соответствии со стандартами безопасности МАГАТЭ, приглашает все проверки и является образцово-показательной страной», — заявил в ходе брифинга заместитель генерального директора МАГАТЭ Михаил Чудаков


Технических претензий к станции у МАГАТЭ нет, хотя по итогам работы миссия вынесла 7 рекомендаций.

Претензии Литвы к безопасности станции замгендиректора МАГАТЭ комментировать отказался, отметив лишь, что «с учётом сегодняшних технологий ни один поставщик не создаст небезопасную атомную станцию». 

В-третьих, подготовка к завозу топлива ведётся не только на самой станции. С середины марта военнослужащие внутренних войск РБ в тестовом режиме взяли БелАЭС под свою охрану. С конца марта станция находится под их охраной официально. 

Наконец, энергетики реализуют комплекс мероприятий, которые позволят максимально использовать новые мощности. К примеру, на Солигорской мини-ТЭЦ ведутся работы по монтажу двух электрокотлов мощностью 10 МВт каждый. Напомним, в целом в энергосистеме запланирована реализация похожих проектов на 19 объектах, а их суммарная мощность достигает 836 МВт (более 2/3 мощности одного энергоблока БелАЭС).

Кстати, пользоваться подобными котлами могут и частные домохозяйства.


Союзным государством по коронавирусу

В рамках нашего обзора мы не могли обойти тему эпидемии коронавируса. И она лишь на первый взгляд не имеет отношения к теме развития Союзного государства. 

Как известно, ещё в конце февраля Россия начала поставки своих тест-систем странам — членам ЕАЭС, благодаря чему были выявлены первые случаи заражения в Беларуси и Армении. Уже к середине марта в РФ производились 3 вида тестов. «В настоящее время в Российской Федерации зарегистрированы три тест-системы: две государственного научного центра "Вектор" и одна министерства здравоохранения», — заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Тогда же стало известно о создании ещё одной тест-системы — совместной российско-японской разработки, которая значительно превосходит своих предшественников по скорости получения результата. Уже в апреле будет налажен её промышленный выпуск. 

Кроме того, уже в апреле ранее упомянутый концерн «Вектор» начнёт производство ещё одного теста — он позволяет выявить тех, кто имеет иммунитет к коронавирусу.


Со своей стороны, Сергей Румас в конце марта обратился к российским коллегам с предложением координировать усилия в рамках СГ для совместной борьбы с коронавирусом: «У нас много вопросов, мы достаточно долго не собирались в очном режиме. Поэтому надо обменяться планами». 

Обменяться действительно надо. Кое-что из первоочередных вопросов уже начало обсуждаться Советом ЕЭК (подробнее см. тут). Однако российско-белорусские отношения имеют свою специфику из-за более тесной практики интеграции. К примеру, уже в 20-х числах марта появились сообщения о том, что белорусские компании столкнулись с проблемами при импорте продовольствия из РФ из-за ограничительных мер Россельхознадзора. 

Впрочем, как свидетельствует госсекретарь СГ Григорий Рапота, предварительно такая работа уже ведётся правительствами двух стран: «Телефонные переговоры между главами правительств, ведомствами и посольствами идут непрерывно. Проблема и особенно те меры, которые предприняты для борьбы с ней, естественно, задевают интересы другой стороны. Понятно, это требует согласования действий, чтобы не было противоречий». Одновременно он призвал быть готовыми к снижению товарооборота внутри СГ как к неизбежному последствию мер борьбы с эпидемией. 


Белорусская оппозиция, враждебная идее СГ, не преминула воспользоваться ситуацией, в частности раскритиковав решение российской стороны о закрытии границы с Беларусью. «Важное решение принимается без согласования с белорусской стороной. То есть все эти песни про Союзное государство, совместное регулирование, некую политическую совместность абсолютный пшик. В этой ситуации, если угроза расценивается как серьёзная, можно было бы хотя бы договориться о коллективных и одинаковых мерах», — заявил в комментарии UDF.by руководитель Центра европейской трансформации Андрей Егоров

Опровергнуть эти измышления несложно. Достаточно вспомнить, закрыла ли сама Беларусь границу со странами Европы и с Украиной? Нет. Между тем в соседней Украине эпидемия набирает обороты как раз из-за неконтролируемого возвращения из стран ЕС десятков тысяч гастарбайтеров, которых никто и не думает направлять в карантин. Но в том случае, если бы Беларусь сама закрыла внешние границы, не исключено, что российско-белорусская граница была бы сегодня открыта. 

Во-вторых, подобные комментаторы, как правило, плохо ознакомлены с динамикой развития процессов в СГ. Из-за чего нередко садятся в лужу. 

Как раз накануне эпидемии в ЕАЭС вступили в силу Правила реализации общих процессов в сфере информационного обеспечения санитарных мер. Проще говоря, внутри ЕАЭС (а значит, и внутри СГ) действует новый, автоматизированный обмен санитарными данными. В частности, страны теперь обязаны информировать друг друга об обнаружении инфекционных и массовых неинфекционных болезней. 

Для отображения общей картины все эти сведения вносятся в базу данных и публикуются в едином реестре. Обмен данными повысит эффективность взаимодействия между уполномоченными органами и органами стран союза, выполняющими контрольно-надзорные функции, включая таможенные органы. «Сведения станут доступнее, появится возможность использовать информацию из баз данных для аналитической обработки и статистического анализа для прогнозов и предупреждения вспышек заболеваний», — поясняет директор департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Игорь Гаевский

Всё это — реестр, база данных и порядок обмена информацией — создавалось не экстренно и не в рамках подготовки к эпидемии коронавируса. Однако оказалось как нельзя кстати и сразу же пройдёт «боевое крещение» в условиях реальной опасности. Не удивимся, если в Центре европейской трансформации о таком даже не слышали. Как и о том, что первые шаги, направленные на совместную борьбу с эпидемией, делались ещё в конце января.


Кстати, как раз эти меры в будущем (возможно) помогут несколько снизить строгость карантинных мер и сократить потери бизнеса в странах ЕАЭС (если страны разработают соответствующие протоколы безопасности).

Ну и, наконец, Россия и Беларусь активно помогают друг другу в эвакуации граждан. Примеры такой помощи мы могли наблюдать уже неоднократно: Беларусь помогала добраться домой россиянам из Польши, Россия вывозила белорусов наравне со своими гражданами ещё в феврале. Белорусам, застрявшим в РФ после закрытия границы, организовали маршруты выезда. А министерства иностранных дел России и Беларуси договорились о том, что посольства и диппредставительства РФ и РБ в других государствах будут «ориентированы на дальнейшую тесную координацию взаимных усилий по вопросам оказания содействия гражданам обоих государств».

Мы далеки от того, чтобы писать об этом как о какой-то заслуге, прорыве, чём-то героическом. Наоборот, это обычная работа. Опровергающая любые рассуждения о крахе и пшике Союзного государства, похороненного коронавирусом.