— Как вы считаете, что принесла революция октября 1917-го нашей стране в долгосрочной перспективе? Что получили положительного и что отрицательного?

— Октябрьская революция — безусловно, одно из крупнейших событий не только ХХ века, но и всей мировой истории — по масштабу охваченной территории и по значимости её последствий для мира.

Прежде чем ответить на ваш вопрос, считаю важным обратить внимание, что такие события не происходят по воле каких-то отдельных, хотя бы и выдающихся людей. За такими событиями всегда стоят важные объективные причины, которые много раз проявляли себя, ещё со времени египетских пирамид, великими потрясениями общественных устоев многих государств и даже трагической гибелью многих из них. Как отметил известный немецкий философ Георг Гегель: «В истории уже всё было, но народы и правительства никогда не делали выводов и не извлекали для себя уроков, которые им следовало бы извлечь из истории».

Россия много раз и ранее в своей истории попадала в смутные времена и выходила из них с большими жертвами. Перед революциями 1917 года имели место революции 1905–1907 годов. Толчком к ним было «Кровавое воскресенье». Для тех, кто забыл, напомню, что это расстрел 9 января 1905 года императорскими войсками в Санкт-Петербурге демонстрации рабочих во главе со священником Гапоном. После этого в столице начались массовые выступления против монархии и активное стачечное движение, произошли волнения и восстания в армии и на флоте.

Абсолютизм царской власти в то время, на мой взгляд, весьма характеризует даже такой простой факт: 18 августа 1914 года император вдруг повелел переименовать столицу, и как писали в газетах на завтра: горожане легли спать в Петербурге, а проснулись уже в Петрограде. Думаю, что это тоже многим не понравилось.

В стране закономерно накопились объективные проблемы. Зимой же 1917-го в Петрограде возникла недостача хлеба, возле булочных образовались длинные злые очереди, и 21 февраля начался разгром булочных и пекарен. 23 февраля толпы людей с криками «Хлеба, хлеба!» двинулись по улицам. 26 февраля — всеобщая стачка в столице (80% рабочих города), расстрел демонстрации войсками.

27 февраля военный гарнизон столицы перешёл на сторону бастующих. Состоялся арест царского правительства. Затем 4 марта в газетах были опубликованы Манифест об отречении Николая II от престола и Манифест об отречении его брата Михаила Александровича. Монархия пала.

Так свершилась Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года, участниками которой были все: правые, левые, центристы, в том числе и большевики, которые в то время насчитывали в своей партии по всей России около 24 тысяч членов, из них всего около 2 тысяч — в Петрограде. И далее страна закономерно пошла к Октябрьской революции, ко времени свершения которой партия большевиков возросла до 350 тысяч членов. Её активно поддержали левые эсеры, а также большинство рабочих Петрограда и воинских частей Петроградского гарнизона.

— Вы можете выделить конкретные причины революций?

— Можно перечислить несколько явлений того времени. Итак. Участие России в Первой мировой войне, сопровождающееся поражениями на фронтах и дезорганизацией тыла. Неспособность императора Николая II править Россией, что выражалось в неудачных назначениях министров и военачальников. А также громадный внешний долг и острый дефицит в стране собственной валюты, привязанной в годы царствования Николая II к золотому обеспечению. Кроме того, жесточайшая эксплуатация национальных богатств страны и её производительного населения иностранным капиталом и российскими капиталистами. Рабочий день официально длился 10 с половиной часов, и так 6 дней в неделю, но фактически на многих предприятиях люди работали по 12-13 часов. Отсутствие трудовых отпусков. Дискриминация женщин в оплате за равный с мужчинами труд, использование детского труда. Несправедливость в распределении результатов общественного производства. Малодоступность медицинской помощи. Нарастающая алкоголизация населения. Сюда же добавьте неправедность судов, коррупцию на всех уровнях власти и экономические трудности страны. Политикой царя были недовольны представители крупной буржуазии и даже его ближайшие родственники. В общем, следствия всех этих явлений и привели к тому, что случилось.

— И всё же, как вы оцениваете Октябрьскую революцию?

— Каждый человек имеет право иметь собственное мнение в оценке этого великого общественного потрясения. Я, например, в итоге своих исследований пришёл к принятию позиции известного русского философа и историка Бердяева, вынужденного эмигранта из России, немало натерпевшегося от большевиков, но сохранившего объективность как учёного: «Я был убеждён, что вина и ответственность за ужасы революции лежат прежде всего на людях старого режима и что не им быть судьями в этих ужасах».

Царизм, по сути, никто и не свергал, он просто упал сам по себе, потому что никто не хотел его поддерживать. После чего Россия оказалась в бессистемном состоянии, ей грозил полный хаотический распад. Историческая заслуга большевиков в том, если обойтись без эмоций, что они нашли те лозунги, которым многие в стране поверили, и те методы, которым возбуждённый народ подчинился. Большевики спасли Россию как государство, принеся ради этого в жертву многое, в том числе и с немалыми трагическими издержками в методах, которыми они пытались на разумных, но самых общих, неконкретных тезисах марксизма построить общество будущего счастья и благоденствия для всех и каждого. И впоследствии всё же они многого добились.

А кто в то время знал что-либо лучшее? Это было время, когда весь мир переживал глубокий кризис и крушение общественно-экономических систем. В начале 1930-х годов, например, в США промышленное производство сократилось на 48%, треть фермеров разорилась. Из-за неплатёжеспособности закрылись 5 тысяч банков. Без работы и без пособий остались почти 14 миллионов рабочих и служащих. Революция и там казалась неизбежной.

В это время СССР сообщал миру о невиданно высоких темпах роста «социалистического» строительства. Успехи, безусловно, были, и немалые.

К примеру, в Советской Белоруссии, согласно официальной статистике, за первую пятилетку (1928–1932 гг.) стоимость основных фондов увеличилась в 4 раза, мощность электростанций — в 4,2 раза, валовой объём продукции — в 4,7 раза. Было построено 27 больниц, 40 амбулаторий и диспансеров, количество пунктов здравоохранения на предприятиях увеличилось в 5 раз, открылись 1492 сельских и районных дома культуры, 151 клуб, 931 стационарная библиотека, почти утроилось количество киноустановок. Зарплата рабочих и служащих увеличилась более чем в два раза, товарооборот — в 4 раза. Во всей стране в противовес «разлагающимся буржуям» ежегодно, а то и по несколько раз в год снижались цены на продукты, началось введение самого короткого в мире 7-часового рабочего дня без уменьшения заработной платы, было введено обязательное бесплатное начальное образование детей школьного возраста.

Первый пятилетний план был выполнен за четыре года, второй (1932–1937 гг.) — за три года. В том числе, к сожалению, и план «по выявлению врагов». Погибло немало людей. Конечно, этому не может быть оправдания. Но отметим и то, что в годы правления И. Сталина, после того как пережили коллективизацию, и исключая военное время, в стране наблюдался активный прирост населения. В настоящее время во многих государствах бывшего Советского Союза и людей гибнет больше, и численность населения сокращается.

Это сейчас мы говорим о демократии, правах и свободах человека. А ведь тогда совсем иные идеи витали и в Европе. Возможно, забылось: «Сильный обязан властвовать над миром и давить слабого. Нет одинакового права для всех, Германия либо будет царить над миром, либо станет ничем». Это слова Адольфа Гитлера.

Менее чем через 20 лет после Первой мировой войны (1914–1918 гг., более 10 миллионов человек убиты, 18 миллионов искалечены) Германия начала и Вторую мировую. Миллионы «рабов Рейха» оказались в фашистских концлагерях, где были жестоко замучены, изувечены медицинскими экспериментами, сожжены в крематориях. Около 50 миллионов человек погибли во Второй мировой войне.

Представьте, что было бы с Россией, со всеми народами СССР, да и народами Европы, если бы Сталин своими жёсткими мерами не мобилизовал нашу большую страну на ускоренную индустриализацию в 30-х годах и затем на производство в огромных объёмах новых вооружений для победы над фашизмом?

Страны Европы и всего мира извлекли важный урок из российских революций, не стали следовать их примеру. Надеюсь, мы тоже сделаем должные выводы из своей истории и вместо новых революций и эмоциональных споров о прошлом, наконец, возьмёмся за эффективное созидание настоящего и будущего. Всё для этого у нас в стране имеется.

Желающим в этом убедиться рекомендую нашу с экономистом В. И. Терещенко книгу «Выход из кризисов найден. Успеем ли выйти?». Она выложена в интернете, легко найдёте по названию. В ней детально объясняются причинно-следственные механизмы смены общественных укладов, подъёма и упадка государств в истории, смут-революций в России и распада СССР. И предлагается конкретная концепция выхода Беларуси, России, всех стран СНГ и других из мирового финансово-экономического кризиса на путь активизации и оптимизации национальных экономик по оптимальному пути внутренними силами на собственных возможностях. В том числе, безусловно, на основе анализа событий прошлого с учётом его очень трудных уроков.