Ещё в прошлом году мы прогнозировали, что мусорная реформа в РФ даёт возможности белорусским машиностроителям (в частности, МАЗу) для дополнительного заработка. Наш прогноз оказался верным. На предприятии действительно обратили внимание на новые возможности и выпустили МАЗ-590425, который сами производители назвали сверхподъёмным (способен за один раз вывезти на полигон ТБО до 8,3 тонны мусора). 

На этой неделе мы уже писали о том, что Россия и Беларусь будут бороться с эпидемией коронавируса вместе  создана  единая группа по решению эпидемиологических вопросов. И примеры этой работы уже есть. 

Во-первых, случаи заражения коронавирусом в Беларуси были выявлены с помощью российских тест-систем. «Заболевание выявлено с использованием российских тест-систем для лабораторной диагностики нового коронавируса, разработанных ФБУН ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора и ранее переданных Роспотребнадзором в целях оказания помощи странам-партнёрам на безвозмездной основе»,  сообщили в Роспотребнадзоре. 


Во-вторых, совместно бороться с эпидемией будут не только в Союзном государстве. Страны ЕАЭС договорились о соответствующих мерах сотрудничества. В частности, те же тест-системы получила и Армения. Страны ЕАЭС будут обмениваться информацией о транзитных пассажирах, а также о контактировавших с заражёнными. Усиливается контроль в аэропортах и других местах пересечения границы. 

Первый из двух ранее заявленных к поставке в марте танкеров с российской «непремиальной» нефтью прибыл в Клайпеду. Уже 5 марта нефть отправится на «Нафтан». Однако аналитики напоминают, что экономика этих поставок по-прежнему под вопросом: «С одной стороны, "Роснефть" поставляет "непремиальную" нефть в Беларусь. С другой стороны, вместо короткой прокачки нефти по трубопроводу до Полоцка эту нефть катают по Балтике, она переживает две перевалки в портах (Приморск и Клайпеда) и, наконец, ж/д перевозку. Вдобавок ко всему на эту нефть полностью начислена экспортная пошлина +17 % к цене. Ну и нефтетрейдер бесплатно работать не будет»

Сколько это в деньгах? Процитируем январские расчёты по логистике норвежской нефти, вряд ли они сильно изменились: «По сведениям телеграм-канала zaprauka.by, 9 долл. за тонну Беларусь заплатит за перевалку в порту Клайпеда, 40 долл. за тонну  за доставку до завода «Нафтан». Плюс 1 долл. за тонну за контроль качества и количества, плюс 2 долл. за тонну за слив на железнодорожных эстакадах и закачку в резервуары НПЗ». Т. е. даже без пошлины и без учёта перевалки в Приморске стоимость логистики увеличивается на 50–52 долл. за тонну. 

Собственно, как раз поэтому на базе БИСИ 4 марта прошёл международный экспертный семинар, на котором обсуждались вопросы по возобновлению трубопроводных поставок нефти из балтийских портов в Беларусь. 

В принципе, логично, поскольку в вышеприведённом расчёте наибольшая доля затрат приходится на ж/д тариф. Правда, сократить расходы на перевалку семинары уже не помогут. А если тариф Приморска сопоставим с тарифом Клайпеды, то одна только двойная перевалка превышает размер т. н. премии, фигурирующей в СМИ. Впрочем, обсуждение трубопроводного способа поставок  это курс президента Беларуси, так что экспертам остаётся выполнять.

«С госсекретарём [США Майком Помпео. — Ред.] я на эту тему говорил  помочь нам с инфраструктурой и поставками нефти. Помпео сам предложил по конкурентным ценам эту нефть. И на Мюнхенской конференции было заявление: они выделили 1 млрд долл. для строительства объектов логистики, то есть для поставки нефти. В том числе мы можем рассчитывать, что получим от них совсем дешёвые кредиты на строительство той же несчастной трубы с Балтики. Где-то нам надо пара перемычек… И 100–120 млн долл. мы сами найдём на эти перемычки»,  заявил белорусский президент во время совещания по нефти 3 марта. 


Логистика этих поставок пока не ясна, но скоро посчитают и её. 

Есть новости по поставкам ещё с одного направления. Казахстан выдвинул ещё одно условие для поставок нефти и нефтепродуктов в Беларусь  это экспортная пошлина. «Наша страна, когда экспортирует нефть, использует таможенную пошлину. На нефть она в размере 60 долл. за тонну и около 30 долл.  за переработанный продукт… В случае заключения соглашения между нашими странами Беларусь должна будет тоже использовать эту экспортную пошлину, чтобы не было перетоков нефти из Казахстана в Европейский союз через её территорию. Нам нужно обезопасить свой рынок в том плане, чтобы не было реэкспорта. По нашим подсчётам, если мы не будем использовать этот механизм, потери составят порядка 200 млн долл. с учётом того, что сейчас потребность Беларуси, которая нам была озвучена, составляет 3,5 млн т нефти», — заявил вице-министр торговли и интеграции Казахстана Кайрат Торебаев


О боязни реэкспорта в Казахстане говорили и прежде. Однако ранее в качестве гарантии от Беларуси требовали подписать обязательство использовать казахстанскую нефть и нефтепродукты только внутри Беларуси, для её собственных нужд. То ли просто обязательства теперь недостаточно, то ли уплаты такой пошлины.

В общем, ситуация с альтернативными каналами и поставками пока остаётся прежней: альтернатива есть, но её стоимость обессмысливает импорт нефти в Беларусь.