Проблема формирования и сохранения единого гуманитарного пространства России и Белоруссии (и шире — всего постсоветского пространства) в рамках различных экономических, военных и политических объединений стоит сегодня достаточно остро. Старая культурная, образовательная, научная и гуманитарная основа, которая фактически была единой для всех стран, после развала СССР стала испытывать эрозию со стороны политики десоветизации изнутри и проигрывать конкуренцию наступлению глобализации. И если локальные «постимперские» проекты от «русского» до «тюркского» миров ещё могут, по крайней мере для масс, быть противопоставлены западнизации и глобализации, образующих в известной мере единое целое, то они не в состоянии выполнять интеграционные функции.

Глобализм и декларируемые им ценности и социальные бренды на этом фоне становятся более привлекательными для общества. Конкурирующие же проекты не предлагают реальной альтернативы неолиберальной глобализации, что в полной мере испытывает Россия, социально-экономическая и культурная политика которой дрейфует в сторону демонтажа социального государства, коммодификации образования и культуры. Периферийный характер культурных индустрий на постсоветском пространстве делает их крайне уязвимыми перед аналогичной инфраструктурой и номенклатурой ядра системы. В этом качестве формирование единого гуманитарного пространства неизбежно приобретает крайне поверхностный, несистемный и частично имитационный характер. Правда, постсоветские элиты до сих пор уверены, что могут в полной мере контролировать усиливающийся разрыв между реальным положением общества и декларируемым.

Для «сшивки» союзного гуманитарного пространства необходимо создание институтов культурной коммуникации и разветвлённой сетевой структуры на их основе, в которых были бы заинтересованы политические элиты. Необходимы одновременный отказ от постимперской идеологии правого толка, преодоление идеологии неолиберального глобализма, возрождение принципов интернационализма и социального государства с внятной системой ценностей и институтов коммуникации с обществом. Эта задача является базовым условием формирования жизнеспособной социокультурной системы.