Доклад СОНАР-2050 «Для чего углублять интеграцию. Выгоды Белоруссии от союза с Россией.» посвящён уже во многом весьма традиционной, но, тем не менее, весьма актуальной теме перспектив углубления интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства (СГ).

Инициативы российской стороны о качественном преобразовании и, по сути дела, реанимировании проекта СГ в очередной раз столкнулись с бюрократической волокитой и «забалтыванием» со стороны белорусских партнёров, как это уже не раз происходило с аналогичными попытками начала и середины 2000-х годов. При этом реальная потребность в интеграции объективно сохраняется и на сегодняшний день. В условиях роста геополитической конкуренции и продолжающегося процесса регионализации мировой экономики Россия и Белоруссия, по сути дела, «обречены» на интеграцию, если они хотят оставаться конкурентоспособными на мировом рынке.

За период своего независимого существования после распада СССР экономика РБ была ориентирована на Россию, и эта тенденция лишь усилилась в последнее время. Вместе с тем на сегодняшний день также очевидно, что выбранная Минском экономическая модель зашла в тупик, выйти из которого собственными силами без привлечения зарубежной (в первую очередь российской помощи) она не в состоянии. С политической точки зрения «окно возможностей» для проведения руководством Белоруссии многовекторной политики сократилась до минимума — после протестов лета-осени 2020 года действующий в республике политический режим абсолютно делегитимизирован и делегитимирован в глазах ведущих европейский стран и США, а «украинское досье» убедительно доказывает, что Запад не пойдёт на экономическое спасения Минска только лишь из желания «насолить» Москве. Россия также по-прежнему заинтересована в более тесной интеграции с РБ, как с точки зрения получения внешнеполитических и имиджевых дивидендов, так и исходя из необходимости нарастить темпы роста собственной экономики, в том числе за счёт более активного выхода отечественного капитала на белорусский рынок. Несмотря на кажущуюся противоречивость, углубление интеграции в рамках СГ может благотворно сказаться и на евразийском интеграционном проекте (ЕАЭС), так как позволит частично снять всё ещё имеющиеся барьеры на пути построения общего рынка и продемонстрирует положительный пример для других стран-членов объединения, став по аналогии с ЕС своего рода «механизмом продвинутого сотрудничества».