В условиях наметившегося глобального экономического спада и нестабильности руководство Российской Федерации рассматривает Арктическую зону как ключевую точку роста национальной экономики. При этом, по оценкам экспертов, высокотехнологичный прорыв будет осуществляться на эксклюзивной технологической базе при сохранении военного доминирования и безусловности обеспечения национальной безопасности страны.


Арктическая зона Российской Федерации — сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов, части территорий Республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области; примыкающие к ним внутренние морские воды и территориальное море, а также арктический континентальный шельф Российской Федерации.

Стоит напомнить, что Россия обладает самым крупным в мире континентальным шельфом (его площадь составляет 6,3 млн км²), на котором сосредоточено, по разным оценкам, от 58,4 до 72 млрд т условного топлива.

Всего в настоящий момент открыто 25 месторождений (находятся в Баренцевом и Карском морях), имеющих извлекаемые запасы промышленных категорий более 430 млн т нефти и 8,5 трлн м³ газа.

Справка. По данным ПАО «Роснефть», нефть арктического месторождения «Победа» в Карском море превосходит эталонную нефть марки Brent и сопоставима по характеристикам с нефтью месторождения «Белый тигр» шельфа Вьетнама.

Только Карская морская нефтеносная провинция в потенциале по объёму ресурсов превзойдёт Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады и сравнима со всей текущей ресурсной базой Саудовской Аравии.


Карта лицензионных участков российской части арктического шельфа (НАЦ «Геонедра»). Жёлтым цветом отмечены лицензионные участки Роснефти, синим — «Газпрома», серым — НОВАТЭК.

По уточнённым данным, за 2018 год на территории Арктической зоны добыто 82,7 % природного газа и 17,3 % сырой нефти от общего объёма добычи соответствующих полезных ископаемых в России.

Прошедший 2019 год продемонстрировал взрывной рост на одной из важнейших транспортных артерий России — Северном морском пути. Так, объём перевозок по СМП составил порядка 30 млн т. По прогнозам к 2025 году данный показатель вырастет в 4–5 раз.

К 2035 году в Арктической зоне планируется создать порядка 200 тыс. рабочих мест, 90–135 тыс. из которых дадут проекты по переработке углеводородов.

Стратегические подходы Москвы по развитию Арктики находят своё основание в принятии соответствующих правовых документов. Подчеркнём, что в последние месяцы отмечается повышенное внимание и активность органов государственного управления на арктическом треке.

Так, 5 марта 2020 года президент России подписал указ «Об Основах государственной политики России в Арктике на период до 2035 года».

Стоит понимать, что «Основы» являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности страны и разработаны в целях защиты национальных интересов России в Арктике.

Документ определяет цели, основные направления и задачи, а также механизмы реализации государственной политики в регионе. Основными национальными интересами названы: обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнёрства, а также обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения арктической зоны страны.

Примечательно, что ключевыми задачами в сфере обеспечения военной безопасности России в Арктике стали выполнение мероприятий по предотвращению применения военной силы в отношении России, повышение боевых возможностей группировок вооружённых сил и других войск в российской Арктической зоне, а также поддержание их боевого потенциала на уровне, гарантирующем решение задач по отражению агрессии против России и её союзников.

По имеющейся информации, Совет Безопасности России в ближайшее время подготовит план по реализации «Основ», а также новую редакцию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Продолжается активная работа над «Проектом стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».

Проект стратегии является механизмом реализации «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года».

Новая стратегия развития Арктики призвана обеспечить лидерство России в регионе (о её высоком статусе говорит и тот факт, что общее руководство реализацией Стратегии осуществляет президент Российской Федерации).

Стоит отметить, что согласно документу:

  • доля нефти, добываемой в Арктике, к 2030 году увеличится до 22 % от общего объёма добычи нефти в России, а к 2035-му — до 25 %;
  • доля природного газа, добываемого в Арктике, к 2035 году вырастет до 92 % с 82,7 % в 2018 году;
  • объёмы производства СПГ к 2030 году вырастут почти в 7 раз — до 73,5 млн т/год, а к 2035-му — ещё на 63 % — до 120 млн т/год;
  • объемы перевозимых по Северному морскому пути грузов к 2024 г. возрастут до 80 млн т/год в сравнении с 20,2 млн т/год в 2018 г., к 2030 г. — до 120 млн т, к 2035 г. — до 160 млн т/год;
  • объёмы транзитных перевозок по Северному морскому пути к 2035 г. достигнут 10 млн т/год.

Основные направления развития территорий, входящих в состав арктической зоны, включают:

  • комплексное развитие зоны морского порта «Мурманск» как единственного незамерзающего российского порта в Арктике, включая развитие Мурманского транспортного узла как мультимодального транспортного хаба, строительство новых терминалов и перевалочных комплексов;
  • строительство глубоководного морского порта Индига и железнодорожной магистрали «Сосногорск — Индига» в целях формирования транзитной перевалочной базы, обеспечения кратчайшего пути грузов из Казахстана, Киргизии и Китая;
  • развитие морского порта Певек и его терминалов;
  • создание транспортно-логистического узла в глубоководном, круглогодичном морском порту Провидения (арктический морской порт федерального значения, расположенный в юго-восточной части Чукотского полуострова);
  • развитие морского порта Сабетта с отгрузочными терминалами и морского судоходного канала в Обской губе.

Реализация выше обозначенной Стратегии призвана обеспечить достижение целей государственной политики в Арктике, определённых «Основами», и будет осуществляться в 3 этапа.

По итогам реализации первого этапа (20202024 гг.) будет:

  • завершено формирование сухопутных границ Арктической зоны;
  • сформированы механизмы ускорения экономического и социального развития арктических территорий, в том числе создана нормативно-правовая основа функционирования особого экономического режима Арктической зоны;
  • создан научно-образовательный центр мирового уровня в сфере арктических исследований и разработок;
  • принята новая модель реализации экономических проектов на континентальном шельфе Российской Федерации в Северном Ледовитом океане, создан центр компетенций в сфере реализации шельфовых проектов и развития нефтегазосервиса;
  • обеспечено ускорение развития западной части Северного морского пути, построено 3 универсальных атомных ледокола проекта 22220, 16 аварийно-спасательных и буксирно-спасательных судов различной мощности, 9 гидрографических и 4 лоцмейстерских судов, начато создание российского контейнерного оператора для осуществления международных перевозок по северному морскому транспортному коридору;
  • создана спутниковая группировка, обеспечивающая устойчивую бесперебойную спутниковую связь в Арктической зоне Российской Федерации;
  • развёрнута комплексная программа фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития Арктики;
  • обеспечена интенсификация международного экономического, научного и гуманитарного сотрудничества в Арктической зоне Российской Федерации.


«Урал» — второй серийный (третий по счёту) ледокол проекта 22220.

Второй этап стратегии (2025–2030 гг.) предполагает:

  • обеспечение круглогодичного судоходства на всей акватории Северного морского пути;
  • строительство двух универсальных атомных ледоколов проекта 22220 и одного ледокола проекта «Лидер»;
  • начало строительства портов-хабов для перевалки международных контейнерных грузов.

На третьем этапе реализации (2031–2035 гг.) будет:

  • обеспечено поступательное наращивание мощностей по производству сжиженного природного газа, газохимической продукции, добыче нефти на континентальном шельфе и сухопутной части Арктической зоны Российской Федерации, глубокой переработке других полезных ископаемых и природных ресурсов;
  • сформирован конкурентоспособный международный и национальный транспортный коридор на базе Северного морского пути, построено 2 ледокола проекта «Лидер» и порты-хабы для перевалки международных контейнерных грузов.


Внешний вид ледокола проекта «Лидер»

Говоря о развитии особого экономического режима Арктической зоны как основы её устойчивого развития, стоит также отметить главные результаты деятельности правительства на данном направлении за 2019 год.

Так, в Государственную Думу внесён пакет законопроектов «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктике» (Проект федерального закона № 895550-7); согласованы условия инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов в Арктике; утверждён план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года (от 21 декабря 2019 года, № 3120-р).

В частности, законопроект № 895550-7 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» определяет правовой режим, порядок осуществления предпринимательской деятельности и меры государственной поддержки в Арктической зоне, а также минимальный объём капитальных вложений резидента в инвестиционный проект — от 10 млн рублей.

По имеющейся информации, данный законопроект может быть принят уже в весеннюю сессию, а значит, летом 2020 года вся Арктическая зона России получит особый экономический режим и широкий набор налоговых преференций, который призван снизить риски и издержки, а также повысить доходы от инвестиций в арктические проекты. По оценкам российских экспертов, документ создаст условия для привлечения в Арктическую зону частных инвестиций в объёме не менее 100 млрд долларов до 2030 года.

В качестве примера масштаба грядущих изменений в Арктике стоит также подчеркнуть, что российскими властями в рамках выполнения выше обозначенных инициатив активно рассматривается проект создания т. н. точки разворота Северного морского пути — крупного логистического хаба (пересечения морских, железнодорожных и воздушных транспортных потоков) на о. Сахалин.

В частности, планируется строительство мощных глубоководных морских гаваней, способных принимать любые типы судов. В Корсаковском порту планируется проведение работ по дноуглублению, продлению морского причала, строительству складских мощностей. Рассматривается возможность создания ещё одной морской гавани в Макаровском районе. Реализация проекта позволит нарастить грузопоток, который проходит через регион, до 10 млн т/год.

Отметим, что процесс окончательного согласования проходит проект строительства перегрузочного СПГ-терминала ПАО «НОВАТЭК» на Камчатке (начало строительства в 2020 году).

Справка. Работы ведутся в соответствии с распоряжением правительства № 436-р «Об утверждении комплексного плана реализации инвестиционного проекта Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае».

Проектом предусмотрено выделение пяти этапов строительства и развития перегрузочных мощностей морского СПГ-терминала в бухте Бечевинская в Елизовском районе Камчатского края.

По завершении четырёх этапов терминал обеспечит грузооборот около 11 млн т/год сжиженного природного газа. На пятом этапе, по окончании полного цикла строительства, мощность терминала возрастет более чем в 2 раза и составит около 22 млн т/год по приёму и отгрузке СПГ.

Мощность терминала — обслуживание 328 танкеров-газовозов/год (типа Christophe de Margerie) на промежуточной стадии и 657 танкеров-газовозов/год по завершении строительства. Инвестиции в проект оцениваются в более чем 1 млрд долларов.

Второй перевалочный СПГ-терминал для поставок аналогичным способом газа в Европу ПАО «НОВАТЭК» планирует построить в Мурманске. Отметим, что французская компания Total планирует приобрести по 10 % в обоих терминалах.

Примечательно, что Государственная Дума 6 марта 2020 года одобрила поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие льготы для инвесторов, которые планируют реализовывать новые проекты в Арктике.

Поправки предусматривают оптимизацию налогообложения на добычу полезных ископаемых для организаций, добывающих углеводородное сырье на новых шельфовых месторождениях, расположенных в следующих районах:

  • в северной части Охотского моря;
  • в южной части Баренцева моря;
  • в Японском море;
  • в Печорском и Белом морях, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится на период после 1 января 2020 года.

Для этих месторождений предполагается установление ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уровне 5 % на 15 лет.

Закон также устанавливает нулевую ставку НДПИ при добыче газового конденсата совместно с горючим природным газом, добываемого и используемого исключительно для производства сжиженного природного газа или для производства нефтехимической продукции, на новых производственных мощностях до достижения объёма добычи 250 млрд м³.

Справка. Указанная ставка будет применяться при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет с даты реализации продукции нефтехимии на участках недр, полностью расположенных севернее Северного полярного круга: в границах Архангельской области, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа.

В сфере международного сотрудничества в Арктической зоне Москва концентрируется на следующих моментах:

  • обеспечение эффективного председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021–2023 годах, включая продвижение механизмов совместной поддержки инвестиционных проектов;
  • разработка планов совместных действий Российской Федерации и стран АТЭС, АСЕАН, БРИКС, ШОС в Арктике;
  • разработка и опубликование общих принципов реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в Арктической зоне Российской Федерации.

Россия намерена и далее активно вкладываться в развитие особого экономического режима в Арктической зоне по следующим направлениям.

Инвестиции

  • стимулирование осуществления частных инвестиций в проведение геологоразведочных работ;
  • создание новых и модернизация действующих промышленных производств;
  • разработка новых нефтегазовых провинций и трудно извлекаемых запасов углеводородного сырья;
  • глубокая переработка нефти, производство сжиженного природного газа и газохимической продукции.

Комплексное развитие северного морского транспортного коридора

  • создание единого диспетчерского центра управления судоходством организации перевозок по всей акватории северного морского транспортного коридора;
  • интеграция предоставления транспортно-логистических услуг по перевозкам по северному морскому транспортному коридору;
  • строительство судов;
  • создание портов-хабов и российского контейнерного оператора.

Наряду с широким спектром возможностей в Арктике имеются и угрозы для успешности реализации масштабного проекта.

Так, основными угрозами для России в Арктике являются:

  • низкие темпы геологического изучения перспективных минерально-сырьевых центров Арктической зоны Российской Федерации;
  • несоблюдение сроков создания инфраструктуры Северного морского пути, строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов;
  • низкие темпы создания наземных транспортных средств и авиационной техники для работы в природно-климатических условиях Арктики, развития отечественных технологий, необходимых для освоения Арктики;
  • неготовность системы мониторинга окружающей среды, размещённой в Арктической зоне Российской Федерации, к экологическим вызовам.

Основными вызовами в сфере обеспечения национальной безопасности России в Арктике являются:

  • попытки ряда иностранных государств пересмотреть базовые положения международных договоров (США и др.)‚ регулирующих хозяйственную и иную деятельность в Арктике, и создать системы национального правового регулирования без учёта таких договоров и региональных форматов сотрудничества;
  • незавершённость международного правового разграничения морских пространств в Арктике;
  • воспрепятствование осуществлению Российской Федерацией законной хозяйственной или иной деятельности в Арктике со стороны иностранных государств и (или) международных организаций;
  • наращивание иностранными государствами военного присутствия в Арктике и возрастание конфликтного потенциала в регионе;
  • дискредитация деятельности Российской Федерации в Арктике.

По оценкам экспертов, в настоящее время освоение арктического шельфа ограничивают 4 барьера:

  • технический (отсутствие необходимого оборудования и технических решений, тяжёлые климатические условия);
  • юридический (несовершенная нормативно-правовая база);
  • экономический (стоимость нефти и газа, делающая нерентабельными освоение многих месторождений ввиду высокой себестоимости при текущем уровне технологий);
  • экологический (негативное воздействие на окружающую среду в результате хозяйственной деятельности, отсутствие адекватных технологий борьбы с нефтяными разливами в ледовых условиях).

Для Китайской Народной Республики разработка альтернативных и безопасных (в первую очередь от влияния США и Британии) логистических маршрутов по поставкам товаров в европейские страны имеет первостепенную важность.

Исходя из высокого уровня отношений между странами, представляются важными следующие направления китайско-российского сотрудничества в данном регионе (обусловленные в т. ч. высоким уровнем преференций):

  • поддержка инвестиционных проектов в сфере геологоразведочных работ и разработки нефтегазовых провинций;
  • создание совместных промышленных производств по глубокой переработке нефти, предприятий по производству СПГ и газохимической продукции;
  • разработка и строительство танкеров-газовозов, а также контейнеровозов арктического класса.

Важным базисом для наращивания кооперации в регионе (с учётом национальных особенностей сторон и всё ещё имеющего место фактора взаимного недоверия) могут стать создание совместной не ангажированной (новой) китайско-российской (или Китай — ЕАЭС) площадки по выработке точек соприкосновения (взаимного интереса) китайского и российского (ЕАЭС) бизнеса по работе в российской арктической зоне, а также привлечение сторонних аналитических структур для выработки соответствующих инициатив и рекомендаций.

Делая прогноз относительно перспектив участия Пекина в проектах в российской Арктике, стоит понимать, что китайское правительство на фоне усиления конфронтации с США вынуждено ускоряться на треке формирования альтернативных логистических маршрутов в Европу. Единственным адекватным ответом в данной ситуации при условии сохранения Пекином прежнего внешнеполитического курса является полноценное участие в развитии российского СМП.

Справка. США намерены подать иск в несколько трлн долларов на правительство Китая с обвинениями в намеренном и корыстном замалчивании проблемы коронавируса на первом этапе эпидемии. К будущим санкциям США в отношении Китая готова присоединиться и Британия.

Данный иск подали две юридические фирмы США: Lucas-Copmton, обслуживающая предвыборную кампанию Дональда Трампа, и Berman Law Group, одним из руководителей которой является Френсис Байден — родной брат Джо Байдена. Это лишний раз свидетельствует о существующем консенсусе в американских элитах в отношении КНР.