— Насколько сегодня мировому сообществу следует опасаться неонацистских движений?

— Развитие в мире неонацистских тенденций — очень серьёзное и опасное явление. Достаточно вспомнить, когда образовалась эта идеология (в 30-е годы прошлого столетия) и к чему это привело (ко Второй мировой войне и её многомиллионным жертвам).

Одним из современных примеров проявления неонацизма может стать наша соседка — Украина и то, что случилось в ней пару лет назад… Результаты мы наблюдаем сегодня.

Ещё ранее неонацистские тенденции были замечены в странах Прибалтики. Примером тому стала «война с памятниками», установленными в честь советских воинов-освободителей, и провозглашение соответствующих идеалов. Самое опасное, что такие взгляды перебросились и в Российскую Федерацию, где внуки и правнуки героев Великой Отечественной войны, которые боролись с «коричневой чумой» и отстаивали Победу ради всего мира, сейчас вступают в неонацистские движения.

Следование нацистским идеалам наблюдается и в Европе в целом. Сложно сказать, к каким результатам это приведёт. Но даже наплыв беженцев в регионе, особенно из стран Ближнего Востока, может привести к новому витку развития неонацизма и, как следствие, столкновениям с мигрантами. 

— Можно ли с этим бороться и как противостоять этому?

— Естественно, с этим нужно бороться и противостоять этому. Прежде всего необходимо выстраивать соответствующую идеологическую линию, разъясняя, к чему приводит приверженность нацистским идеалам.

Кто вступает в неонацистские организации? Это в основном молодёжь, их участникам, как правило, от 16 до 25 лет. Это как раз тот возраст, когда идеологически молодой человек ещё не сформирован. Поэтому, проводя идеологическую политику, нужно больше внимания уделять молодёжи, воспитывать её на тех лучших примерах и идеалах, которые у нас есть. Ей необходимо показывать на конкретных примерах, к чему привёл нацизм в прошлом веке и к каким последствиям он может привести в наши дни.

— По вашему мнению, что сегодня способствует развитию неонацизма?

— Молодым людям, наверное, хочется постичь что-то неизведанное, продемонстрировать своё противостояние существующему жизненному укладу или государственному строю. Каким образом это проще сделать? Вступить в соответствующую организацию, которая будет радикально настроена против всего этого.

Кроме того, наверное, есть и движения, которые хотят противостоять и активной позиции той же Российской Федерации, регулярно напоминающей об уроках Второй мировой войны. Пример тому — Прибалтика, в которой развиваются противоположные этому взгляды. Это прямое противостояние существующей власти.

Возьмите недавнюю установку в Виннице памятника Петлюре, который расстреливал людей. Почему на Украине никак не реагируют на это? Конечно, им решать, как реагировать и что поддерживать. Но, значит, возможно, их это устраивает. Либо власть просто бездействует в данном вопросе, и это самое страшное. Ведь бездействие порождает более активные действия таких организаций.

— Вы упомянули страны Балтики, Украину, Россию. А насколько проблематика неонацизма характерна для Беларуси?

— Для нас на сегодняшний день такие тенденции не характерны. Хотя, естественно, что какие-то проявления, может быть, и существуют.

В целом опасности развития неонацизма в нашей стране нет. Но в любом случае нужно быть готовыми ко всему и проводить соответствующую идеологическую работу, чтобы это не случилось в дальнейшем и не приобрело такого развития, как в странах Европы.

— Как вы оцениваете действия мирового сообщества по борьбе с неонацистскими движениями?

— Мировое сообщество старается реагировать на это, есть соответствующая реакция в странах Европы. Например, в Германии запрещено использовать нацистскую символику.

Но, конечно, не во всех странах принимаются необходимые меры, и им стоит более активно или жёстче реагировать на неонацистские проявления, чтобы подобные движения не распространялись.