Издание «Коммерсант», ссылаясь на собственные источники в правительстве, опубликовало обзор программы экономической интеграции России и Беларуси. Версия проекта программы — самая последняя, та, что была парафирована Сергеем Румасом и Дмитрием Медведевым в начале сентября. 


Во-первых, отметим журналистскую удачу «Коммерсанта». До этого ни одному СМИ не удавалось ознакомиться с внутренней кухней интеграционной программы, по поводу чего в оппозиционных СМИ Беларуси наблюдалась перманентная истерика. Отсюда первый вывод: вряд ли мы имеем дело с удачей, скорее с целенаправленным информационным вбросом. Слово «вброс» в данном случае следует воспринимать безоценочно, это не негативная характеристика опубликованной информации, а лишь констатация избранного способа её опубличивания. Видимо, это было сделано затем, чтобы и ответить на давно назревшие вопросы, и оставить поле для манёвра. Ведь на любой вопрос о конкретных пунктах программы можно сказать, что официально она не публиковалась, следовательно, и говорить не о чем.

Итак, что же пишут о программе журналисты?

«Речь идёт о довольно радикальном проекте: это частичная экономическая интеграция на уровне не менее чем в Евросоюзе, а в ряде вопросов — аналогичная конфедеративным или даже федеративным государствам», — говорится в статье. В частности, как утверждается, речь идёт об объединении налоговых систем: «В Союзном государстве России и Белоруссии к 1 апреля 2021 года будет принят единый Налоговый кодекс». 


У нас нет на руках текста программы, но, положа руку на сердце, вряд ли такой шаг может нас уж слишком удивить. В конце концов, в ЕАЭС единый таможенный кодекс действует ещё с прошлого года. А ведь от ставок таможенных пошлин до налогов всего полшага. Т. е., по сути, никакой особой сенсации нет, а единый Налоговый кодекс вполне укладывается в общую логику интеграции. 

Впрочем, о единой таможенной политике, но уже в рамках СГ в материале также говорится («Вплоть до совместных таможенных рейдов, общей информсистемы и едва ли не общей таможенной службы»). Тоже не особая новинка, учитывая объединение российской и белорусской систем прослеживаемости товаров.

«Большая же часть планов сторон заключается в... подготовке законодательных шагов по интеграции к концу 2020 года, в большинстве случаев — начале работы в объединённом режиме с 1 января 2021 года». Тут и вовсе ничего нового. Речь о начале работы с 2021 года общих товарных рынков, эти планы уже озвучивались в СМИ. В материале их называют объединением экономик, намекая, что несоразмерность экономик РФ и РБ фактически будет означать поглощение последней. При этом авторы материала забывают, что и ЕС, в общем-то, состоит из несоразмерных экономик.


Отдельно упомянута энергополитика: «Документ прямо предполагает создание "единого регулятора" рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии». Однако даже в программе отсутствуют подробности (либо же журналистам дали ознакомиться с цензурированной версией). К тому же о грядущем объединении энергорынков мы и прежде знали. 


Единственная новость, похоже, заключается в том, что их создание было решено форсировать, поскольку то немногое, что нам уже известно об интеграционном соглашении, предполагает сроки к 2021–2022 гг. (прежде планировалось запустить энергорынки только к 2025 году). 

А вот введения единой валюты по-прежнему не предусматривается, что снова-таки делает уместными параллели с ЕС (сначала экономика и сырьевые рынки, а потом валюта). Зато говорится о том, что «стороны договорились о единых принципах "специальных экономических мер"». Делается вывод, что Беларуси, возможно, придётся учитывать российские контрсанкции и отказаться от попыток снабжать Россию санкционной продукцией. 

Кроме того, нам обещают «режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи [отмена роуминга. — Ред.], антимонопольную политику, режим защиты потребителей. Обещаны также к 2021 году взаимный единый доступ к госзакупкам, единая система учёта собственности и унификация хозяйственного законодательства, то есть, видимо, Гражданских кодексов». К тому же РФ и РБ «намерены вести "согласованную политику" на рынке труда и в сфере соцзащиты». Здесь сенсаций тоже немного. Практически всё это, за исключением, возможно, ГК, так или иначе звучало. 


Отдельно упомянуты сферы, которых программа не коснулась вообще. «Это оборона, госбезопасность, суд, правоохрана и вопросы МВД, образование, здравоохранение, наука, а также непосредственно госуправление, то есть внутреннее устройство исполнительной власти в России и Белоруссии, как, впрочем, и полномочия (да и само существование) исполнительной власти Союзного государства». И вот тут не может быть уже никакого сравнения с Евросоюзом, где для всего перечисленного есть либо орган в рамках ЕС, чьи полномочия шире, чем у национальных, либо частичное наднациональное регулирование. Т. е. ни о каком поглощении говорить нельзя и близко. 

Отдельно подчёркнуто: речь идёт только об экономической интеграции. Похоже, что журналисты издания ждали больших сенсаций. 

Впрочем, это не означает, что от публикации документа (допустим, что он действительно подлинный или близок к таковому) нет никакой пользы. Во-первых, все предложения впервые сведены в единый перечень. И теперь вопрос: «А что же такое тайное там затевают Румас и Медведев вот уже почти год?» получил однозначные ответы по пунктам. Во-вторых, есть подтверждение исключительно экономического характера интеграции, ведь спекуляции на тему слияния и поглощения с прицелом на 2024 год не утихают. В-третьих, оказывается, что Беларуси предлагают мягкий вариант интеграции, с сохранением основных атрибутов суверенитета. В том же ЕС самостоятельности куда меньше. И критики программы неизбежно попадут в ловушку, поскольку любой их аргумент можно бить аналогией с ЕС. 

В целом мы программу примерно такой и представляли.