После распада СССР все братские республики выстроили свои идеологии на основе антироссийских исторических концепций. Казахстан не был исключением. В то время как Нурсултан Назарбаев на внешнеполитическом фронте пытался спасти хотя бы остатки союзных отношений, казахстанские дети уже готовились к урокам по новым учебникам истории. Культурную сферу везде отдали националистам. Соответственно, национальный миф тоже был одинаковым — и в Грузии, и в Казахстане, и на Украине.
Будто был великий и древний народ, была процветающая держава, которую поглотила враждебная империя и превратила в колонию. В такой логике выстроена даже белорусская история, хотя там, к счастью, подобную концепцию не распространяли на советский период. Особенно уважительно отнеслись к памяти о Великой Отечественной войне. Но в целом исторической России уготована роль зловещего монстра даже в глазах ближайшего союзника, что говорить про остальных.
Рано или поздно, но нам всё равно придётся заняться обезвреживанием этой мины. Для начала хотя бы создать альтернативу националистическим историям. Показать, что национальная оболочка не является препятствием для создания по-настоящему союзной истории. На казахстанском материале видно, что в этом нет никакой проблемы.
Карта из учебника по истории Казахстана за 8-й класс. Националистический месседж выделен большими красными буквами, чтобы ученик ни в коем случае не упустил суть.
Время батыров
Слово «казах» появилось задолго до появления такого народа. Так в степи называли вольного человека, скитальца, кочевника или разбойника. Отсюда же происходит и русское слово «казак». То есть поначалу казахами называли не народ, а людей определённого рода занятий.
Лев Гумилёв писал, что вклад кочевников в развитие человеческой цивилизации следует считать не меньшим, чем вклад земледельческих народов.
Нередко вожди Великой Степи становились прославленными завоевателями, которые меняли ход истории. Хозяйственный уклад кочевой жизни сформировал особый тип характера человека.
Для скотоводства нужны обширные пастбища, много людей не могут кочевать в одном месте, поэтому племя делится на небольшие роды по несколько семей в каждом. До ближайших соседей — десятки километров. В случае опасности они не успеют помочь. В таких условиях весь род, включая женщин и детей, представляет собой боевую единицу, спаянный коллектив, для каждого члена которого выживание семьи в целом важнее собственной жизни.
А выжить в степи непросто. В Средней Азии есть такое природное явление — джут. Это когда зимой долго идёт дождь, а потом резко наступает мороз. Вся степь превращается в сплошное ледяное поле. Животные на пастбищах просто не могут взять пищу, трава вся вмерзает в лёд. Идёт повальный падёж скота, который для кочевника является единственным средством существования. Начинается жесточайший голод — и орда идёт в набег. Либо на земледельцев, либо на таких же кочевников, как они сами.
Между климатическими катаклизмами, которые губят скот, и набегами кочевников в истории прослеживается чёткая взаимосвязь.
Постоянные сражения воспитали в казахах особую доблесть. Самых храбрых и удачливых воинов называли батырами — богатырями, которые совершают подвиги, достойные песен и былин.
Богатство в таком обществе не играло большой роли. В степи легко за раз всё потерять — сегодня ты хозяин многотысячного поголовья коней, овец, быков и верблюдов, а завтра всё заберёт природа или сильный враг. Наоборот, бедняк и храбрец вернётся из удачного набега богачом. Не получило развитие среди казахов и рабство. Рабу опасно доверить выпас стада — вдруг сбежит, кроме того, работа сложная и требует квалификации. Поэтому кочевники были свободными, независимыми людьми, которые превыше всего ставили храбрость и верность роду.
Памятник в Шымкенте легендарному Алпамыс батыру. Приключения этого героя напоминают «Одиссею», однако события происходят не на море, а в среднеазиатской степи.
Однако однажды казахам пришлось столкнуться с народом, который не уступал им в доблести, но превосходил вооружением, военным опытом и организацией. Который целенаправленно стремился уничтожить казахов, занять их земли, забрать детей и женщин в рабство. И это были не русские.
Большая война
На западе Монголии жили племена ойратов, известные ещё по походам Чингисхана. В армии Монгольской империи на поле боя они традиционно занимали правый фланг, а их князья породнились с домом Чингизидов. В XVII веке ойраты объединились в так называемый Джунгарский союз и провели ряд успешных завоеваний на юге и на западе. Т. е. как раз на территории Средней Азии.
Карта джунгарской экспансии
Джунгары сохранили военные традиции Монгольской империи — у них были суровая дисциплина и единое командование. Это дало им большое преимущество над соседями.
Казахи, например, делились на три больших родоплеменных объединения — Старший, Средний и Младший жузы, в каждом из которых нередко было по несколько ханов и ещё пара десятков султанов. Теоретически все они могли собраться в одну армию, однако на практике это бывало нечасто. Кроме того, нестройное ополчение, у которого сотня начальников, всегда уступит настоящей армии, собранной в один кулак авторитетным полководцем.
Долгое время казахов спасало то, что главным врагом джунгаров была Китайская империя. Однако в 1722 г. китайцы выдохлись от постоянных войн с кочевниками и подписали мир. У джунгаров освободилась 60-тысячная армия, которая не привыкла сидеть без дела. Её удар по Средней Азии был страшным.
Пластинчатый доспех джунгарского воина, XVI — XVII ст
Только на полях сражений полегло 100 тысяч казахов, потери мирного населения были намного больше. В среднем из десяти человек недосчитались четверых. Ташкент, Сайрам и Туркестан лежали разграбленными. Самарканд, Ходжент, Андижан и другие города Средней Азии поспешили признать власть завоевателей. Казахские роды бежали из родных кочевий, бросая скот, имущество, кибитки, — в Хиву, Бухару, к границам России и в пустынные районы Кызылкума и Каракума. Период 1723 — 1725 гг. запомнился как Годы великого бедствия.
Следующую волну джунгарского нашествия объединённое войско всех трёх казахских жузов встретило на границе в долине между горными хребтами и лесами. Анракайская битва 1729 г. разбилась на сотни отдельных столкновений и поединков между батырами, а всего сражение продолжалось на протяжении 40 дней. Наряду с мужчинами бились и женщины. Акыны пели песни о султанских жёнах, которые вместе с дочерями ушли на войну.
На этот раз казахи одержали победу. Однако джунгарская угроза никуда не делась, а ставкой в этой борьбе было само существование народа.
Стела, установленная в честь победы казахов над джунгарами в Анракайском сражении, 35-й километр трассы Алматы — Бишкек. В народных преданиях эта долина носит название «Место стонов и страданий врага».
После победы казахские вожди начали спорить о том, кто будет главным ханом. Естественно, при этом разругались и разъехались по своим жузам. В итоге ханы и султаны Старшего жуза решили, что спокойнее всего будет признать власть джунгаров, выплатить дань и отправить заложников. Младший жуз отправил посольство в Россию с просьбой принять его в состав империи. Средний жуз рассчитывал на помощь китайцев, которые опять начали войну против джунгаров.
В рамках действующей модели власти выхода не было. Казахские жузы не могли ни надолго объединиться между собой, ни создать государство, ни выстроить союзные отношения с соседями.
Опыт соседей
Творцом новой державы предстояло стать молодому воину, который прославился в Анракайском сражении. Его называли Сабалак, что означало «Лохматый», однако после битвы он получил другое прозвище. Сабалак с кличем «Абылай!» напал на джунгарского военачальника и убил его в бою — после этого воина так и прозвали: Абылай. Скоро он становится одним из главных военных лидеров Среднего жуза.
Постер фильма «Кочевник», сюжет которого строится вокруг борьбы казахского народа под руководством хана Абылая против джунгарского нашествия.
В период очередного нашествия казахи опять были разгромлены, войска джунгар дошли почти до Оренбурга. Абылай попал в плен и провёл несколько лет в ставке джунгарского правителя. Там он вживую смог увидеть, какую роль в стране должна играть сильная центральная власть.
Джунгарские ханы большое внимание уделяли развитию передовых военных технологий.
Поначалу их купцы контрабандой привозили из-за границы ружья и порох, однако этого оказалось недостаточно. Основной ударной силой на поле боя в это время была уже артиллерия. Между тем пушку под полой из России не привезёшь, гранаты и ядра не спрячешь. Поэтому джунгары начали собственное производство современных видов вооружения под руководством шведского артиллериста Юхана Густава Рената.
Ренат был всего лишь сержантом. В 1709 году он сражался под Полтавой в составе армии Карла XII, попал в плен, был сослан в Тобольск и там решил перейти на российскую службу. Однако в первом же бою против джунгар отряд, в котором находился Ренат, был разгромлен. Швед опять попал в плен — и сделал на новом месте очень успешную карьеру, получив от джунгарского хана титул князя.
К нему приставили 20 знатных юношей в качестве учеников. Ещё две сотни человек, преимущественно из русских пленных, стали рабочими на оружейном заводе. Несколько тысяч рабов использовали для подсобных и строительных работ. В общем, ханское войско было неплохо укомплектовано артиллерией, что на себе испытали соседи Джунгарского ханства.
Битва китайцев с джунгарами. Как видно по китайской картине XVIII ст., обе стороны активно используют огнестрельное оружие.
Будучи в плену, Абылай смотрел, учил монгольский язык, заводил полезные знакомства среди джунгарской знати. Этот опыт в будущем ему пригодился.
Хан трёх жузов
Вернувшись домой (кстати, обмен Абылая шёл при посредничестве российского посольства в Джунгарии), популярный полководец стал центром притяжения для всех сил, которые хотели объединить казахов в один народ и в одну страну.
Абылай заключил договор о покровительстве России. Он умело использовал имперскую экспансию на восток так, чтобы цепочка российских крепостей отсекла казахские кочевья от Джунгарии. Чтобы напасть на казахов, теперь врагам пришлось бы вступить в открытый конфликт с Российской империей. А этого джунгары хотели бы избежать: у них опять шла война на уничтожение против китайцев.
Приграничные территории активно втягивались в экономическое сотрудничество с соседними российскими губерниями. Казахи ездили в Оренбург, продавали скот и кожи, взамен покупали хлеб, оружие, одежду.
Не нужно забывать, что главной промышленной базой России в то время был Урал — именно там Пётр I заложил большую часть новых заводов. Уральский экспорт пошёл на юг как раз через казахские степи. Таким образом, Казахстан становился стратегически важной транзитной территорией.
Караван яков, гружённых солью. Картина Василия Верещагина
В отношениях с джунгарами Абылай перешёл от обороны к активным действиям. Теперь уже казахи предпринимали военные экспедиции к соседям, принимали участие в междоусобной борьбе джунгарских царевичей за престол. При удачном стечении обстоятельств Абылай имел шанс стать великим ханом не только для всех казахов, но и для значительной части джунгар, тем самым распространив свою державу далеко на восток. Однако могущественная Китайская империя смогла воспользоваться вакуумом власти в регионе раньше предприимчивого Абылая. Китайцы просто зачистили эту территорию. Примеров подобного геноцида не так уж и много в истории.
В 1756 году китайцы мобилизовали огромную армию, а для неё массово реквизировали коней и верблюдов у населения. Дошло до того, что останавливали караваны в пустыне, отнимали всю тягловую силу и бросали купцов на произвол судьбы.
За несколько лет с Джунгарией было покончено, а её население — уничтожено. Только один сборный улус численностью в 10 тысяч кибиток с тяжёлыми боями смог пробиться к казахской границе. Русские крепости, которые раньше мешали джунгарам грабить казахов, теперь стали защитой для беглецов, преследуемых китайской армией. Остатки джунгарского народа поселились на берегу Волги рядом с родственными калмыками.
Памятник Амурсане — последнему джунгарскому правителю, который после поражения от китайских войск отступил в Казахстан, а затем в Россию.
Напротив, Абылаю удалось отбиться от китайского вторжения. Избегая генерального сражения, он измотал китайцев партизанской тактикой и заключил мир на приемлемых условиях. Вскоре Абылай был провозглашён ханом всех трёх жузов.
Роль России
Это большая проблема для современного учебника «Истории Казахстана» — признать, что единое, сильное и централизованное государство было создано под российским протекторатом (и в значительной степени благодаря ему). Абылай-хана, конечно, не критикуют. Он — национальный герой, отец отечества, основатель казахстанской государственности.
Но закономерный процесс укрепления союзнических связей с Россией, начатый в XVIII веке, с точки зрения официального учебного пособия, кажется совсем не закономерным и губительным для истории страны. Абсурд. В экономической и политической орбите России молодой казахский этнос получил уж точно больше, чем потерял. Россия шла дальше на юг, обозначая своё присутствие цепочкой крепостей, без которых, собственно, границы современного Казахстана могли быть совсем другие. Как и судьба всего народа. История Джунгарии является ярким примером.
В финале уже упомянутого фильма «Кочевник» провозглашается нечто вроде манифеста казахской государственности:
«Великие просторы от Иртыша до Итиля и от Сибири до гор Алатау — исконные земли казахов…»
Никто не спорит. Давайте только не будем забывать, в каких условиях были сформированы границы этих просторов.
Картина Верещагина «Торжество» из так называемой «Туркестанской серии»
Интересно, что даже исламская религия в Казахстан была занесена не с мусульманского юга, а с российского севера. Большинство казахов в XVIII веке придерживались традиционного язычества. Екатерина II издала указ о строительстве мечетей и медресе в казахских кочевьях, а проповедниками в степи поехали казанские татары. Конечно, в современном Казахстане к вопросам радикальной исламизации очень сложное отношение, но в этом уж точно не приходится обвинять Россию.