Во второй день весны президент Анджей Дуда под телекамеры и микрофоны сообщил: случаев заражения коронавирусом в стране нет, но опасность велика. 4 марта в Польше появился первый больной, и понеслось — прекращение работы учебных заведений, запрет массовых мероприятий, карантин и закрытие границ.


17-го на особый режим перешло правительство, поскольку вирус обнаружили у министра окружающей среды Михала Вося.

Казалось бы, в подобной обстановке полякам должно быть не до России. Куда там! Например, Gazeta Polska Codziennie — один из главных пропагандистских ресурсов партии «Право и справедливость» — пишет о РФ чуть ли не каждом в номере, а издание выходит ежедневно. Тональность традиционно негативная: Россия скрывает правду о коронавирусе, Путин будет править дольше, чем Сталин, и всё в таком же духе. В свою очередь, либеральная Gazeta Wyborcza отозвалась на смерть Эдуарда Лимонова и перепечатала его интервью от 2012 года.

Не забывала о РФ и польская власть, хотя, разумеется, эпидемия внесла в политическую жизнь определённые коррективы.

Вопрос репараций не поднимается

Изменения, в частности, коснулись юбилея трагедии под Смоленском, в которой 10 лет назад погиб президент Лех Качиньский и ещё 95 человек, находившихся на борту лайнера Ту-154. До апреля оставалось много времени, а Варшава уже заплела интригу вокруг годовщины: поедет президент или нет, кто его заменит и даст ли Москва согласие на проведение мемориальных мероприятий. Коронавирус, похоже, расставил все точки над i.

Анджей Дуда планировал посетить Украину и в Харькове почтить память расстрелянных польских офицеров — в апреле также отметят 80-летие событий, именуемых в Речи Посполитой «Катынским преступлением». В середине марта президент признал малую вероятность запланированного визита. Аналогичным образом поступило правительство. Пресс-секретарь совета министров Пётр Мюллер проинформировал, что визит польской делегации в Смоленск находится под вопросом и окончательное решение примут позднее.

В остальном же Варшава продолжила свои антироссийские игры. Так, 8 марта МИД Речи Посполитой выступил со специальным заявлением, где приветствовалось начало судебного процесса по гибели малайзийского «Боинга» в 2014 году. Польское внешнеполитическое ведомство точно знает, кто сбил лайнер: «контролируемые и поддерживаемые Россией сепаратистские силы». А 16 марта увидел свет другой документ — «Заявление МИД в связи с шестой годовщиной аннексии Крыма Россией». Действия РФ, нетрудно догадаться, осуждаются.

Кроме того, министр иностранных дел Яцек Чапутович побывал в Вильнюсе на саммите «бухарестской девятки» (она же B9). Появилась она в 2014-м по инициативе Польши и Румынии с целью консолидации восточного фланга НАТО. В «девятку» также вошли Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Словакия, Чехия и Эстония.


Главы МИД собрались для того, чтобы подчеркнуть единство перед вызовами, встающими перед государствами B9.

Вызов у них, собственно говоря, один — Россия. И Чапутович в очередной раз назвал её угрозой. Правда, звучали в Вильнюсе и совсем удивительные речи. «Наши страны не ставят под сомнение роль России в разгроме нацизма», — сказал польский министр. Вспомнил он и о жертвах, принесённых нашим народом.

Не успел завершиться саммит «девятки», как Яцек Чапутович дал интервью РБК. Начальник МИД фактически дезавуировал январскую статью премьера Моравецкого в издании Politico (в ней председатель Совета министров обвинял Москву в нежелании освобождать Освенцим). Не менее поразительна и такая фраза Чапутовича: «Нет сомнений, что Германия несёт основную ответственность за развязывание Второй мировой войны. Позже, после нападения Германии на СССР, польские солдаты сражались как в составе Красной армии, так и на стороне союзников на Западе, например Британии».

Обычно варшавские чиновники прославляют тех, кто плечом к плечу воевал с британцами и американцами, о Войске Польском в СССР они упоминают нехотя и вскользь. Но тут Чапутович поставил его на первое место. На этом чудеса не кончились, и министр заявил: вопрос репараций от России не поднимается. А ведь не далее как на исходе января тему репараций муссировал заместитель Чапутовича Павел Яблонский. Неизменной позиция Польши остаётся только по Катыни и пакту Молотова — Риббентропа.

Однако основной посыл интервью заключается в словах: «Мы хотим улучшить отношения» — их глава МИДа повторил несколько раз.

Сигналы, посылаемые Чапутовичем, более чем понятны, и сказанное руководителем польской дипломатии нашло отклик в медиасфере и экспертной среде. Речь идёт преимущественно о журналистах и аналитиках с постсоветского пространства, в Варшаве же на выступление своего министра внимания почти не обратили. К тому же Чапутович и раньше вроде бы протягивал руку Москве, а результат почему-то получался обратным. Недаром посол РФ в Польше Сергей Андреев называет отношения между двумя странами худшими за 75 лет.

Интересно и то, что, пока эксперты размышляли над интервью Яцека Чапутовича, в Польше раскручивалась тема участия России в нагнетании паники из-за коронавируса. Сначала в СМИ шли ссылки на специальный доклад, подготовленный в Евросоюзе, затем в игру вступили высокопоставленные чиновники. Спикер министра — координатора спецслужб Станислав Жарынь обтекаемо написал в «Твиттере», что, мол, в такие времена, как сейчас, появляется много лжи, потому доверяйте лишь проверенным источникам.

А вот замминистра государственных активов Януш Ковальский прямым текстом обвинил Москву в проведении кампании дезинформации и провозгласил: «Мы разрываем последние связи с Российской Федерацией». Имелись в виду отказ от поставок газа из РФ и строительство канала через Вислинскую косу.

Ковальский, конечно, работает не в МИД, но если он позволяет себе подобные заявления, то можно ли верить словам Чапутовича: «Мы хотим улучшить отношения»? Будь у Варшавы реальное намерение устроить «перезагрузку» с Москвой, она бы вела себя иначе. Поэтому мы имеем дело не с реальным процессом, а его имитацией.

Железная рука Джорджетт

«Российские фейки» — популярный сюжет для польских СМИ, и потому вышеупомянутый доклад ЕС изучался очень внимательно. На его основе Gazeta Polska Codziennie сделала вывод: РФ боится трубопровода Baltic Pipe и «Троеморья». Последний из названных проектов на рубеже зимы и весны приобрел в Речи Посполитой немалую популярность.

«Троеморье» существует с 2015-го и формально является инициативой Польши и Хорватии. Но рождена идея за океаном и сводится она к вытеснению России с энергетических рынков стран, расположенных в треугольнике между Балтийским, Чёрным и Адриатическим морем. В рамках проекта есть прекрасные замыслы трансъевропейских магистралей, пересекающих весь континент, хотя главное — это СПГ-терминалы в Свиноуйсьце и на хорватском острове Крк — через них должен идти американский сжиженный газ.

В Речи Посполитой «Троеморью» придают большое значение, видя в нём инструмент укрепления своего влияния в Центральной и Восточной Европе. В феврале в ходе Мюнхенской конференции по безопасности американцы пообещали выделить на «Троеморье» целый миллиард. В Польше данную новость встретили с восторгом. В частности, руководитель президентской канцелярии Кшиштоф Щерский с гордостью рассказывал журналистам: я сам обсуждал проект в Вашингтоне, и Анджей Дуда поднимал тему на форуме в Давосе. Пропагандисты из Gazeta Polska Codziennie вообще пришли в исступление: в «Троеморье» им стало мерещиться пресловутое «Междуморье», и теперь-то, утверждали они, «великий проект маршала Пилсудского» при американской поддержке точно воплотится в жизнь!


4 и 5 марта с визитом в США побывала маршал Сейма Эльжбета Витек, и в новостях опять замелькало «Троеморье» — спикер нижней палаты обсуждала проект с американскими политиками, подчёркивая его важность для безопасности целого региона. К тому же Витек поговорила о военном сотрудничестве Польши с Соединёнными Штатами.

В официозных и симпатизирующих «Праву и справедливости» СМИ поездка маршала преподносилась в качестве чрезвычайно значимого события. В тени осталась весьма существенная деталь: компанию спикеру составляли председатели парламентов Литвы, Латвии и Эстонии. На встрече с Нэнси Пелоси, главой Палаты представителей Конгресса, руководитель литовского Сейма Викторас Пранцкетис заявил: «Мы защищаем не только восточный фланг рубежей НАТО, но и восточный фланг демократии». После этих слов всё прояснилось: вассалы ездили выражать верность сюзерену и не более того.

Яркой иллюстрацией отношений Польши и США является история с присуждением звания «Человек года» американскому послу Джорджетт Мосбахер. Награду присуждает еженедельник Wprost, издание достаточно авторитетное, и в списке основных партнёров «Человека года» присутствуют ведущие компании страны: нефтегазовая PGNiG, крупнейший авиаперевозчик LOT и нефтеперерабатывающий концерн Orlen. В общем, премия по польским меркам престижная и ориентированная на VIP-персон. К примеру, в 2013-м её присудили Ангеле Меркель, а спустя два года — Ярославу Качиньскому.

Однако дело не в том, что Мосбахер стала «Человеком года», а в том, как это происходило. Человека года журнал Wprost начал выбирать в далеком 1991-м. За прошедшее время звания удостоились деятели культуры, спортсмены и даже (это было в 2018-м) поляки и польки, рождённые в год столетия независимости. Но вот все политики, признававшиеся людьми года, сплошь президенты и премьер-министры. Мосбахер в чиновничьей иерархии находится на несколько ступеней ниже. За что же награда? За введение безвизового режима между США и Польшей. Речь тут не просто об упрощении процедуры — в глазах Варшавы «безвиз» является признанием её особого статуса в отношениях с Вашингтоном. И безразлично, что граждане Чехии, а также ряда других стран Евросоюза уже давно могут не оформлять визу для краткосрочных поездок в Соединённые Штаты — все скептические замечания польская пропаганда утопила в волнах восторга.

Вручение награды Джорджетт Мосбахер тоже едва не утонуло в славословиях и подхалимаже. По данному поводу Wprost выпустил сразу четыре публикации. Из них читатели узнали, как юная Джорджетт помогала матери поднимать на ноги братьев и сестёр, как спасла убыточную косметическую фирму, продав её впоследствии за миллионы, какая успешная бизнес-вумен Мосбахер и так далее.


Очень характерны заголовки: «Дирижёр дипломатического оркестра» или «Ураган Джорджетта».

Сама посол напускает скромность и рассказывает о безвизовом режиме: было трудно, но я этого хотела и воплотила свою мечту в жизнь. В реальности Мосбахер видит в поляках милых туземцев, и если те вдруг начинают шалить, то Джорджетт наводит порядок железной рукой.

В Речи Посполитой в последнее время активно обсуждается введение налога на цифровые услуги. Он бьёт по интересам американских корпораций вроде Google, Facebook, Netflix и прочих. В конце февраля министр финансов Тадеуш Костиньский вновь поднял вопрос налога. Через пару дней раздался окрик из посольства США, оформленный в виде статьи в газете Rzeczpospolita, где Мосбахер призывала: «Не дискриминируйте американские фирмы!» Заодно «дирижёр дипломатического оркестра» предупредила: США не будут оставаться пассивными. К слову, для польского бюджета действия посла грозят обернуться потерей миллиарда злотых (порядка 235 миллионов американских долларов).

Захват аэродрома отменяется

Помимо усмирения распоясавшихся туземцев, у Джорджетт Мосбахер немало других дел. Её часто можно видеть в окружении польских и американских военных, находящихся в Речи Посполитой. Сотрудничество Варшавы и Вашингтона в оборонной сфере идёт полным ходом, и очередной демонстрацией «боевого братства» должны были стать манёвры Defender Europe («Защитник Европы»).

По сути, они планировались как шесть различных учений с громкими названиями, например, Saber Strike («Сабельный удар») или Allied Spirit («Союзный дух»). Defender Europe анонсировались в качестве крупнейших манёвров НАТО за последние 25 лет. Польше отводилось важное место: во-первых, она граничит с Белоруссией и Россией, во-вторых, у Речи Посполитой самые большие полигоны среди европейских государств Североатлантического альянса. Солдатам и офицерам НАТО предстояло выполнять разнообразные задачи. Так, парашютисты из 6-й воздушно-десантной бригады Войска Польского и американской 82-й воздушно-десантной дивизии готовились высадиться в Литве, захватить аэродром и удерживать его до подхода основных сил.

В СМИ Речи Посполитой об учениях начали сообщать ещё прошлой осенью. В восхвалении Defender Europe чрезвычайно усердствовали государственные медиа и ресурсы, обслуживающие «Право и справедливость». 4 марта Gazeta Polska Codziennie принесла читателям радостную весть: манёвры стартовали.

Спустя неделю в Учебный центр Сухопутных войск пожаловали президент Анджей Дуда, министр национальной обороны Мариуш Блащак и Джорджетт Мосбахер, где их ждали военные двух стран. Глава государства увидел в Defender Europe хороший знак и в финале своего выступления провозгласил: «Боже, благослови Польшу! Боже, благослови Америку!»


Не скупилась на пафос и госпожа посол: «Соединённые Штаты отправили 20 тысяч сыновей и дочерей, солдат с континента, прекрасно обученных, готовых умереть за США, союзников, Польшу».

Впоследствии ожидалось прибытие британских и немецких контингентов, которые вместе с американцами и поляками чуть ли не до конца весны бряцали бы оружием у границ Союзного государства. И тут вмешался коронавирус.

10 марта заболел вернувшийся с совещания в Германии командующий Вооружёнными силами генерал Ярослав Мика. Его сразу госпитализировали, но поползли тревожные слухи: Мика гулял по городу Жепин и посещал костёл!

Болезнь одного генерала, пусть и столь высокопоставленного, конечно, не могла остановить Defender Europe. 13 марта Мариуш Блащак пообщался по телефону с американским коллегой Марком Эспером, после чего заявил, что совместные учения остаются приоритетом Польши. К тому времени население тряслось от страха перед опасным вирусом, а власти упорно пытались продолжать Defender Europe. При этом США официально проинформировали о сокращении численности военнослужащих, перебрасываемых в Старый Свет.

16-го Европейское командование армии США прекратило передислокацию своих солдат в связи с коронавирусом, хотя уже находящаяся в Польше бронетанковая бригадная группа продолжила тренировки в рамках манёвров Allied Spirit. Данному обстоятельству обрадовался отставной генерал Вальдемар Скшипчак. Ныне он военный эксперт, ставший знаменитым благодаря книге о будущей войне с Россией. Так вот, вояке-пенсионеру пришлась по сердцу возможность проверить способность войск к действиям в условиях эпидемии.

19 марта американское командование, наконец, свернуло учения, а прибывшую ранее технику начали отправлять назад. В тот же день выступил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, который попытался представить срыв Defender Europe победой альянса. Основной аргумент генсека сводился к следующему: мы убедились том, насколько оперативно США умеют перебрасывать войска и технику в Европу. Кроме того, Столтенберг заявил, что силы НАТО сохраняют полную готовность.

Всё было ясно. Впрочем, и здесь поляки не смогли угомониться. Глава Бюро национальной безопасности (структура, аналогичная Совбезу РФ или РБ) Павел Солох и руководитель канцелярии президента Кшиштоф Щерский беседовали с советником Трампа по национальной безопасности Робертом О‘Брайеном и обсуждали «дальнейшую реализацию» учений Defender Europe.

Попутно на полигонах продолжались тренировки солдат Войска Польского, не входящие в программу международных манёвров. Мотопехота отбивала атаки врага, а зенитчики бодро сбивали учебные воздушные цели. Только к 20 марта военных стали возвращать в казармы и постепенно переориентировать на поддержку чрезвычайных служб в борьбе с эпидемией.

6-я воздушно-десантная бригада вместо захвата аэродрома в Литве переключилась на сугубо мирное занятие: в мастерской по ремонту парашютов шьют медицинские маски (в Польше, как и везде, их не хватает). А 12-я механизированная дивизия выделила личный состав для усиления патрулей пограничной охраны. Нашлось дело и «партизанской армии» — Войскам территориальной обороны, спешно создаваемым на случай оккупации Речи Посполитой (кто оккупант, вслух не говорится, но понятно и так). Теперь «территориалы» доставляют продукты и лекарства семьям медиков и пожилым людям, сидящим на карантине. Кроме того, солдаты принимают активное участие в сдаче крови.

В общем, польская армия в условиях эпидемии помогает чем может. Однако об учениях Defender Europe никто не забывает. 22 марта на телеканале Trwam появился министр национальной обороны. Подобно Йенсу Столтенбергу, Мариуш Блащак искал в плохом хорошее: та часть манёвров, которую успели провести, показала прекрасную выучку войск.

К тому же Блащак заявил, что Речь Посполитая до конца выполнит свой долг и готова принять союзников.

Разумеется, сроки не называются, поскольку карантин уже продлили до 14 апреля, и дата его завершения неизвестна. Тем не менее официальная Варшава полна решимости возобновить Defender Europe после улучшения эпидемиологической ситуации. Правда, захочет ли Вашингтон посылать за океан тысячи сыновей и дочерей? Ответа пока нет.