В середине месяца Государственная Дума РФ, а затем и Совет Федерации одобрили поправки к закону «О днях воинской славы и памятных датах России», согласно которым окончание Второй мировой войны теперь будет отмечаться не 2, а 3 сентября. Кроме того, новая дата становится днём воинской славы, что заметно повышает её статус.

Медиа Речи Посполитой не прошли мимо и подвергли инициативу российских парламентариев разгромной критике. Государственный телеканал TVP Info обратился за комментариями к двум историкам — Адаму Булаве из варшавского университета кардинала Стефана Вышинского и Мечиславу Рыбе из Люблинского католического университета Иоанна Павла II. Булава объявил перенос дня окончания войны необоснованным, а Рыба увидел здесь проявление имперских амбиций России и соперничество с Китаем.

«Жонглирование датами — обычное дело для русских и поэтому не имеет большого значения», — резюмировал профессор Рыба.

Изменения в российском законодательстве не единственный вопрос исторического плана, занимавший польские СМИ. Внимание «акул пера» также привлёк расположенный рядом с подмосковной Кубинкой собор Воскресения Христова, являющийся главным храмом Вооружённых сил РФ.

«Церковь Пабеды и реликвии Ленина»

О соборе писали Gazeta Wyborcza, портал Onet и Gazeta Polska Codziennie. Эти издания пребывали в состоянии, близком к шоку, а причиной его стало появление на мозаиках храма портрета Иосифа Сталина и изображения Владимира Путина. Польские журналисты докопались до темы не сами, а пользовались публикациями российских коллег либеральной направленности. Первым об убранстве строящегося собора сообщил «МБХ Медиа», эстафетную палочку переняла «Новая газета», и всё очень напоминало информационный вброс, каких в наше время пруд пруди. Предназначался он для внутрироссийской аудитории, но оказался настоящим подарком для поляков, особенно это относится к Gazeta Polska Codziennie.


Под глумливым заголовком «Церковь Пабеды и реликвии Ленина» (именно так, с ошибкой в слове «Победа») издание разглагольствовало о существующей в России и одобряемой властью синкретической религии, смешивающей православие с советским наследием. Автор текста не преминул поиздеваться и над настоятелем собора епископом Стефаном (Приваловым), который в мирской жизни был офицером и дослужился до звания подполковника. Позднее стало известно, что мозаики с портретом Путина в храме не будет, поскольку сам президент считает это неуместным. Данную новость СМИ Речи Посполитой предпочли не заметить.

Не менее пристально польские журналисты следили за тем, как Россия борется с коронавирусом. Издание Polska Times с плохо скрываемым торжеством информировало читателей: машина кремлёвской пропаганды разбилась о суровую реальность, Россия к эпидемии не готова и бессильна против коронавируса. Onet, в свою очередь, сообщил, что РФ опередила КНР по количеству заразившихся COVID-19.

А Rzeczpospolita и Gazeta Wyborcza писали о превращении России в очаг заражения для соседнего Китая. Жители его приграничных провинций, работавшие в РФ, выступили в роли переносчиков инфекции, и региональным властям пришлось принять меры для защиты населения. Ситуация, конечно, малоприятная, но поляки подали её таким образом, что россияне намеренно заражают китайцев. Для достижения необходимого пропагандистского эффекта Gazeta Wyborcza дала хлёсткий заголовок: «Нежеланный гость из России. Вторая волна вируса в Китае пришла от соседа с севера».

На удивление объективная публикация вышла на WP Sportowe Fakty. Порталу дал интервью полузащитник Мацей Рыбус, игрок столичного «Локомотива». Футболист рассказал о том, насколько серьёзно москвичи относятся к коронавирусу, и заявил: Россия борется с эпидемией железной рукой.

Подобные статьи для польских изданий являются безусловным исключением, а вот материалы, где России и её экономике предрекается крах, — норма.

В начале апреля Rzeczpospolita Energianews смаковала сокращение экспорта нефти, угля и электроэнергии из РФ, а также отмечала падение доходов «Газпрома». Анализировались цифры за январь и февраль, прогноз по мартовским показателям тоже был неблагоприятным.


TVP Info пошёл ещё дальше и написал о неминуемой катастрофе, которая случится с российской нефтяной отраслью. В тексте говорилось о капитуляции перед ОПЕК, Трампом и американскими «сланцевиками». Сообщалось о победе США, и даже проводились параллели с Брестским миром 1918 года. По версии TVP Info, российскую «нефтянку» ждёт мрачное будущее: РФ никогда не восстановит добычу в прежнем объёме.

В том же духе высказался и Onet, опубликовавший перевод из британской Financial Times. Из материала следует, что эпидемия и падение цен на нефть подрежут крылья Путину и он не сможет предпринимать какие-либо экспансионистские действия. А сайт Energetyka24 принёс леденящую душу новость: Россия собирается сжечь часть чёрного золота, извлечённого из недр.

Впрочем, иногда в медиасфере Речи Посполитой встречается мнение, идущее вразрез с теми, которые пророчат РФ углеводородный апокалипсис. Например, побеседовавший с Dziennik Gazeta Prawna эксперт Ягеллонского института Мартин Рошковский придерживается противоположной точки зрения: Россия, как считает Рошковский, использует кризис для отстаивания и продвижения собственных энергетических интересов, коррумпируя немецких и австрийских чиновников и подрывая демократию.

Помимо экономических проблем, польские СМИ ожидают политического кризиса в РФ. Gazeta Polska Codziennie писала, ссылаясь на «Новую газету», о приближающемся банкротстве множества предприятий из-за карантина и самоизоляции. В то же время Rzeczpospolita видит Россию в центре «идеального шторма» — власти парализованы страхом, а голодное население вот-вот бросится грабить магазины.

По традиции, рассуждая о внутренней политике России, польские журналисты изображают восточную соседку слабой и дышащей на ладан, но как только доходит до международной тематики, РФ сразу предстаёт агрессивной, грозной и вездесущей.

С началом эпидемии коронавируса Москву стали обвинять в дезинформации и распространении фейков о COVID-19. 23 апреля на портале государственного радио увидел свет пространный комментарий Станислава Жарыня, спикера министра — координатора специальных служб. Факты Жарынем приводились абсурдные. Так, Россию осуждали за критику «почтовых выборов», которые планировали провести 10 мая, и квалифицировали это как вмешательство во внутренние дела Польши. Решение Варшавы голосовать без избирательных участков вызвало негативную реакцию у Еврокомиссии с Европарламентом. Однако всю вину свалили на Москву.


Накануне публикации материала Станислава Жарыня произошёл весьма любопытный случай. На стартовой странице сайта Академии военного искусства Войска Польского (в годы существования ПНР именовалась Академией Генерального штаба) появилось открытое письмо, якобы написанное ректором вуза, генералом бригады Рышардом Парафяновичем. Текст был убойным: Парафянович заявлял, что пребывающая у власти партия «Право и справедливость» ведёт страну к катастрофе, втягивая Польшу в различные американские аферы. Кроме того, генерал покушался на двух «священных коров» — американские базы в Речи Посполитой и учения Defender 2020. Манёвры у границ России и Белоруссии ректор академии называл провокацией. «Сегодня фобии правителей доминируют над разумом. Это не повышает нашу безопасность, Польша скорее воспринимается как поле битвы», — сокрушался автор и призывал военных к сопротивлению оккупации их родины Соединёнными Штатами.

О происшествии сообщили Onet, Dziennik Gazeta Prawna и CyberDefence24. Письмо с сайта академии убрали. Появление скандального текста свалили на русских хакеров, посягнувших на святое — союзнические отношения Речи Посполитой с США. А министр национальной обороны Мариуш Блащак заявил: «Польша стала целью сложной операции по дезинформации, соответствующей действиям России. Взлом сайта и размещение там фальсифицированного контента могло иметь серьёзные последствия». Глава военного ведомства предупредил о возможных атаках в будущем и потребовал удвоить бдительность.

Русские хакеры, агенты ФСБ и наёмные убийцы из ГРУ — любимые темы польских СМИ. Во время эпидемии к ним прибавились российские военные медики, отправленные в марте в Италию. Их прибытие на Апеннины сильно взбудоражило пишущую братию Речи Посполитой. РФ подозревали в переброске на территорию ЕС подразделений войск химзащиты, а от итальянского правительства ожидали выхода из режима санкций.

Внешнеполитические мероприятия России окрестили «вирусной дипломатией Кремля» и в апреле продолжили с ней борьбу.

Rzeczpospolita с удовлетворением информировала о том, как Грузия отказалась от предложения открыть в Тбилиси торгпредство РФ. Издание увидело в этом провал дипломатического наступления Москвы. Позднее газета порадовалась новости, пришедшей с Балкан: Босния и Герцеговина не пропустила российский военно-медицинский конвой, запрашивавший разрешение проехать с территории Сербии в город Мостар. «Помощь из Москвы не приветствуется», — написала Rzeczpospolita.

А Onet и Gazeta Wyborcza обратили внимание на отправку из России в США транспортного самолёта, на борту которого находились маски и медицинское оборудование. О жесте Москвы одобрительно отозвался Дональд Трамп.


Между тем выяснилось, что респираторы, полученные американцами, выпущены фирмой, находящейся под санкциями. «Путин выставил Трампа дураком», — констатировала Gazeta Wyborcza.

«Лукашенко трактует пандемию точно так же, как Горбачёв Чернобыль»

Несмотря на обилие публикаций, посвящённых России, в польской медиасфере постоянно присутствовала и другая часть Союзного государства — Белоруссия. Особенно часто РБ вспоминали в связи с эпидемией COVID-19 и отношением к ней республиканского начальства.

Belsat язвительно отмечал: белорусское руководство отрицает распространение болезни, но просит у Евросоюза деньги на борьбу с коронавирусом.


Tygodnik TVP прямо обвинял власти в замалчивании эпидемии. Ситуация в соседней стране описывалась в типичной для Речи Посполитой манере: за ношение масок арестовывают, КГБ запугивает население, а простые белорусы мечтают сбежать в Польшу.

Немалое удивление вызвало и отсутствие ограничений во время пасхальных богослужений. Gazeta Wyborcza решила блеснуть знанием истории и провела неожиданную параллель: «Александр Лукашенко относится к заразе, как маршал Георгий Жуков, который говорил: "Когда наша пехота сталкивается с минным полем, она атакует так, как будто мин нет"». Цитата о минном поле присутствует в мемуарах генерала Эйзенхауэра, беседовавшего с Жуковым, и нередко используется доморощенными разоблачителями в качестве подтверждения мифа о заваливании врага трупами. Как видим, это свойственно и польским журналистам.

Ещё большее потрясение вызвало у них решение провести 9 мая военный парад в Минске. Новость обсуждали Tok FM, Polskie Radio и портал Onet. Поведение президента РБ на Belsat разбирал Михал Кацевич, числящийся ведущим специалистом по России и всему постсоветскому пространству. «Лукашенко трактует пандемию точно так же, как Горбачёв Чернобыль», — безапелляционно заявил Кацевич. Осуждает белорусского лидера и Dziennik Gazeta Prawna. Издание считает, что рядовые граждане собственным здоровьем расплачиваются за непоколебимую позицию Лукашенко. WP Sportowe Fakty тоже возмущена: люди умирают от коронавируса, но вождь приказывает продолжать футбольный чемпионат.

Кроме того, Александр Григорьевич является для польских СМИ неиссякаемым источником броских фраз и крылатых выражений.

«В нашей стране ни один человек не умер от коронавируса. Ни один!» — передал сказанное президентом канал TVN24.


Другие слова Лукашенко привёл TVP Info: «Слушайте, я наблюдаю опять новый психоз — чесночно-имбирный. Да успокойтесь, ради бога, хватает чеснока и этой цыбули у каждой семьи. Не надо переходить полностью на чеснок и цыбулю, боже мой. А имбирь — это чужая... или лимон... это не наша пища! Уже если раньше не сформировали этот иммунитет, и вы сегодня этого имбиря не найдёте, да не переживайте, не тратьте деньги!»

Медиа Речи Посполитой следили не только за эпидемией, но и за российско-белорусскими отношениями в сфере экономики. TVP Info рассказывал о том, как Лукашенко обвинял РФ в сокращении поставок гречки. А Biznes Alert интересовал вопрос российского нефтяного экспорта. В начале апреля портал информировал о возобновлении прокачки сырья на белорусские НПЗ. На исходе месяца Biznes Alert сообщил о беспрецедентном в истории независимой республики событии — в мае ожидается прибытие первой партии чёрного золота из Саудовской Аравии. В статье отмечалось, что Минск не отказывается от планов по диверсификации и ищет альтернативу российской нефти. Кроме Саудовской Аравии, в роли поставщиков рассматриваются Норвегия и Азербайджан, а с Польшей ведутся переговоры по реверсу через нефтепровод «Дружба».

В конце апреля Речь Посполитая сделала широкий жест в адрес Белоруссии. Шесть грузовиков пожарной охраны Польши доставили в республику 50 тысяч литров дезинфекционных средств и 100 тысяч масок. Цифра отнюдь не поражает воображение. Допустим, всего за один рейс из Китая, совершённый 26 марта сверхгигантом Ан-225 «Мрия», поляки получили 80 тысяч тонн различных медицинских материалов, включая 7 миллионов защитных масок. Тем не менее гуманитарный конвой, отправившийся в РБ, распиарили страшно.


В информационной кампании участвовали TVP Info, Polskie Radio, Belsat, сайт Niezalezna, католическое Radio Maryja, региональные медиа вроде Epoznan и даже ресурс польской общины Литвы Wiadomosci Znad Wilii. Грузовики провожали шеф канцелярии премьер-министра Михал Дворчик и заместитель министра иностранных дел Мартин Пшидач. Он заявил: делимся с братским белорусским народом тем, что купили за границей. Аналогично выступил Дворчик, назвав конвой проявлением братства и солидарности. «Настоящих друзей узнаем перед лицом трудностей», — это уже слова посла Артура Михальского, встречавшего грузовики на белорусской территории.

По риторике чиновников и трескотне в СМИ заметно, как выпячивалась роль Речи Посполитой, якобы первой протянувшей руку помощи восточной соседке.

Таким образом, Польша, шумно обвиняя Россию, сама проводит «вирусную дипломатию», а объектом приложения её усилий становится «братская» Белоруссия.