На прошедшей неделе в фокусе американских СМИ оказался российский танк Т-90С. National Interest называет его «хитом» российского экспорта в сфере вооружений. Сообщается, что производство Т-90 для российской армии было остановлено ещё в 2011-м, однако продолжается производство экспортного варианта танка — Т-90С.


«Запущенный в производство в 1992 году Научно-производственной корпорацией "Уралвагонзавод" боевой танк Т-90 быстро стал ключевой бронетехникой российских сухопутных войск из-за его сочетания огневой мощи, управляемости и долговечности. Не поддавшись двум искушениям — с одной стороны, перепроектировать конкурирующий американский M1 Abrams, а с другой — разориться на совершенно новое конструкторское решение, российские инженеры выбрали вариант без излишеств, который объединил лучшие принципы проектирования танков-предшественников — Т-72 и Т-80. В результате был сделан несомненный шаг вперёд, сочетающий в себе испытанную в бою систему управления огнём 1А45 от танка T-80 с корпусом и манёвренностью Т-72. Примечательно, что это обошлось им примерно вдвое дешевле, чем стоимость производства танка M1 Abrams. В случае с танком T-90 они отказались от ультрасовременных инноваций в пользу повышения производительности, что является выигрышной стратегией для привлечения глобальных импортёров, которые отдают предпочтение экономически эффективной функциональности перед новейшими передовыми технологиями».

За последнее десятилетие Т-90С завоевал хорошие позиции на мировом рынке вооружений. Так, Индия приобрела более 300 единиц Т-90С, однако без интегрированной системы радиоэлектронного подавления «Штора-1». В списке покупателей также числятся Азербайджан, Туркменистан, Алжир, Ливия, Вьетнам и, предположительно, Венесуэла. Кроме этого, иракское правительство приняло решение приобрести более тридцати танков T-90S, чтобы заменить ими более дорогостоящие M1 Abrams по следам дипломатического скандала с Вашингтоном.

«Хотя ни одно оружие не может сохранять рыночную актуальность вечно, T-90С оказался удивительно устойчивым благодаря ряду удачных конструкторских решений своего производителя. Следует отметить, что преемник экспортного танка, заметно более мощный, но и более дорогой Т-90МС, предлагается как дополнение к Т-90С, а не в качестве его замены. Стремясь охватить различные сегменты рынка тяжёлой брони, Кремль продолжает предлагать Т-90С, который остаётся востребованным в конфликтах средней интенсивности во втором и третьем мире».

Ну т. е. основной посыл статьи понятен. Русские сделали недорогой танк для небогатых стран, который к тому же не нужно менять каждые 1,5–2 года (как iPhone). Учитывая же, что конфликты с применением бронетехники в основном происходят как раз в странах второго и третьего мира, издание стремится подать Т-90 как своего рода «убийцу M1 Abrams». Если подобная маркетинговая терминология, характерная в основном для гаджетов, применима для рынка вооружений. Тем более что противостояние двух машин отнюдь не притянуто за уши.


Другой популярной темой недели стали телефонные переговоры министров обороны России и Турции относительно Сирии. Как сообщает агентство Associated Press, переговоры между Сергеем Шойгу и его турецким коллегой Хулуси Акаром состоялись после заявления Турции о том, что она без колебаний будет действовать против курдских повстанцев. Минобороны России сообщает, что министры обсудили ситуацию в северо-западной провинции Сирии Идлиб и другие вопросы региональной безопасности. Однако не уточняется, была ли ситуация с курдскими повстанцами частью разговора.


Ранее на этой неделе Турция отклонила требования советника США по национальной безопасности Джона Болтона о гарантиях того, что Анкара защитит курдских повстанцев на северо-востоке Сирии до того, как американские войска покинут регион.

Как сообщило агентство Reuters, Россия в пятницу (11 января) осудила планы Великобритании по открытию военных баз в Юго-Восточной Азии и Карибском бассейне и заявила, что готова принять ответные меры в случае угрозы своим интересам или интересам своих союзников.


«В прошлом месяце министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон заявил газете Sunday Telegraph, что работает над планами строительства двух новых баз за рубежом "в ближайшие пару лет" после выхода из Европейского союза. Уильямсон не уточнил, где могут быть построены базы, но газета сообщила, что варианты включают Сингапур и Бруней в Южно-Китайском море, а также Монтсеррат или Гайану в Карибском бассейне».

Мария Захарова, представитель российского МИД, охарактеризовала комментарии Уильямсона как сбивающие с толку и предупредила, что такие планы могут дестабилизировать ситуацию в мире.

Однако вряд ли планы по размещению такой базы именно в Карибском бассейне сбили МИД с толку. Напомним, какой эффект произвела в декабре новость о прибытии российских ракетоносцев в Венесуэлу. Несмотря на традиционные в таких случаях самоуспокоительные басни («это музейные экспонаты»), подобные ходы со стороны РФ воспринимаются серьёзно, особенно учитывая, что теперь ракетоносцы станут носителями гиперзвуковых «Авангардов».

Разумеется, базы — это не ответ на российские Ту-160 в этой стране. На Западе лишь показывают, что уделяют военному сотрудничеству России и стран Латинской Америки должное внимание и на каждый пример активизации приоткрывают кусочек собственных планов (чтобы избежать критики и обвинений в бездействии).