Премьер-министр РФ Михаил Мишустин одобрил введение квоты на экспорт зерна из России (в размере 7 млн тонн). Напомним, ранее такая мера обеспечения продовольственной безопасности разрабатывалась Россельхознадзором, а известно о ней было ещё с конца марта, когда белорусские компании впервые заявили, что испытывают затруднения с импортом зерна и круп из России.  

Квота действительна на срок до 30 июня, т. е. до конца текущего маркетингового года. При этом уточняется, что ограничения на экспорт касаются государств, «не являющихся членами Евразийского экономического союза». Таким образом, проблема обеспечения союзников по ЕАЭС решается за счёт ограничения экспорта в страны дальнего зарубежья. 


Однако следует готовиться к тому, что такие меры могут быть продолжены и после 30 июня. Сельхозпроизводители юга РФ уже сейчас сигнализируют о трудностях проведения посевной (люди и техника не могут вовремя получить пропуска для выхода на работу). 

Карантинные меры ужесточаются и на транспорте: Россия и Беларусь временно прекратили ж/д сообщение друг с другом (как РЖД, так и БЖД), Однако для граждан Беларуси, затронутых обстоятельствами непреодолимой силы, возможность вернуться на родину остаётся. «По состоянию на 4 апреля для белорусских граждан, направляющихся в Беларусь, сохраняется возможность выехать железнодорожным транспортом или на личном автомобиле»,  сообщили в посольстве РБ в Москве. Правда, поскольку речь идёт о перевозках в условиях эпидемии (т. е. о нерегулярных), а также специально выделенных маршрутах следования, все условия необходимо дополнительно уточнять.

В частности, так через Москву вернутся домой 107 граждан РБ, застрявших в Индии. Их возвращение финансово и организационно обеспечивает Россия, о чём сообщил посол РФ в Беларуси Дмитрий Мезенцев.

 

На фоне этого абсолютно непонятны попытки отдельных оппозиционных белорусских СМИ погреть руки на ситуации и создать конфликт на пустом месте. «Между Беларусью и Россией на фоне COVID-19 разгорается новый скандал», сообщает ресурс naviny.by. Что за скандал?

Оказывается, речь о выступлении вице-премьера РБ Игоря Петришенко, который в эфире одного из телеканалов Беларуси опроверг информацию о том, что Беларусь обращалась к РФ за помощью в борьбе с эпидемией. А опроверг он слова неназванного источника издания «Коммерсант», который ранее утверждал обратное.

Возможно, в naviny.by не в курсе, но такие обращения — это целый комплекс бюрократических процедур, а не просто телефонный звонок белорусского чиновника российскому. И если их не было, не было и обращения. 

Однако в более привычном нам значении помощь оказывается. В частности, тот же Петришенко подтвердил слова Мезенцева о передаче российских тест-систем белорусской стороне (10 тыс. шт.), а также поставке российской компанией ещё 30 тыс. шт. Если же Беларуси требуется какая-то более внушительная помощь, то просьба о ней, разумеется, должна исходить от белорусских же чиновников. 

Вот и весь скандал. 

К слову, не можем не отметить любопытной особенности российско-белорусской интеграции: в кризисные периоды она почему-то эффективнее: вопросы решаются быстрее, сложные бюрократические процедуры разруливаются в считаные дни или даже часы, а энтузиазма больше, причём с обеих сторон

Россия и Беларусь сегодня взаимодействуют не только по поводу эпидемии. В частности, в СГ налаживается единая система лиц, в отношении которых действуют ограничения на перемещения. «Формирование общего списка граждан, право на выезд которых ограничено, необходимо для недопущения выезда этих людей в третьи страны и предотвращения угрозы национальной и общественной безопасности Союзного государства», — уточнили в МВД РБ. В рамках создания такого списка МВД Беларуси передало своим российским коллегам записи о 90 тыс. граждан РБ, в отношении которых действуют такие ограничения. 

Как мы и предположили в нашем предыдущем обзоре, премьер-министр Беларуси Сергей Румас, комментируя вопрос стоимости российской нефти для белорусских НПЗ (4 долл. за баррель), что-то напутал. Это подтвердил министр энергетики РФ Александр Новак в своём заявлении от 3 апреля: «Речь, скорее всего, шла о размере премии, которая должна быть у компаний. По каким ценам будет поставляться… Это рынок минус пошлина плюс 5 долларов».


Что же касается самих поставок, то о подписании контрактов представители компании «Роснефть» сообщили прессе ещё вечером 2 апреля. Правда, подробностей не сообщили, лишь уточнив, что «поставки будут осуществляться на условиях, о которых компания сообщала ранее, то есть с премией 5 долларов за тонну».