Пока на Украине продолжается процесс «объединения» православных в одну церковь, в Западной Европе у православных тоже переломный момент истории. На портале СОНАР-2050 ранее вышла статья «Обер-патриарх» о том, как отозвался украинский вопрос на православных приходах русской традиции в Западной Европе. Напомним, что там было недовольство политикой Фанара на украинском направлении. Недовольство не массовое, а в отдельных приходах. Но это не самое важное. Из-за данных событий в РПЦ может появиться «автономная республика», похожая чем-то на Японскую автономную православную церковь.

Как известно, всё началось с того, что Константинополь после украинского дела объявил о роспуске Русской Архиепископии (в РПЦ её иногда называют так: Экзархат приходов русской традиции в Западной Европе Константинопольского патриархата). То есть одним как бы дают независимость, а других лишают самостоятельности. Естественно, русское автономное церковное образование, привыкшее к довольно высокому уровню независимости, такое решение признавать отказалось. Было объявлено, что 23 февраля соберётся генеральная ассамблея, или по-другому — внеочередное общее собрание. Нечто похожее на церковный собор или съезд народных депутатов. Официально руководство Архиепископии было готово ко всему. 8 февраля оно выпустило такое коммюнике:

«Если Внеочередное Общее Собрание отказывается от роспуска и решает сохранить своё существование, церковная жизнь Архиепископии будет продолжаться в соответствии с возможными сценариями, которые должны быть рассмотрены и обсуждены на следующем Внеочередном Общем Собрании, созванном для пересмотра действующего устава. В случае голосования в поддержку роспуска будут приняты необходимые меры для ликвидации Епархиального Объединения и передачи его имущества».

Но, скорее всего, в душе руководители готовились к тому, что большинство ещё раз выразит неповиновение Константинополю. В принципе, так и случилось.

Справка. Архиепископия — «белогвардейская» православная церковь Западной Европы. Формироваться начала из эмигрантов вскоре после революционных событий в России. Первым главой был митрополит Евлогий (Георгиевский). Из-за этого клириков и верующих этой церкви иногда называли «евлогианами». Ещё в 1930-х началось сближение Архиепископии с Константинополем, в конце концов она и стала экзархатом при нём. Однако она давно уже не совсем русская. Последний епископ, родившийся в Российской империи, покинул эту паству в 1981 году. Затем в «начальстве» почти не было выходцев из русских семей, разве что архиепископ Сергий, находившийся на кафедре с 1993 по 2003 год. Но он был только наполовину русским: родился и вырос в Бельгии, мать — фламандка (голландка).

На данный момент далеко не во всех храмах Архиепископии служат по-славянски. Фактически многие приходы французские. Нынешнего главу — архиепископа Хариупольского Иоанна — чаще всего называют по-французски: Son Eminence Monseigneur Jean (Его преосвященство монсеньор Жан). Теоретически этому экзархату Константинополь мог дать автокефалию как Французской православной церкви с филиалами в других странах (Бельгии, Великобритании и т. д.). Но это теория.


Архиепископ Хариупольский Иоанн с историческим посохом митрополита Евлогия. Фото из соцсетей.

Но вернёмся к генеральной ассамблее. В своих аккаунтах православные «русские французы» сообщают, что клирики и миряне абсолютным большинством выступили против решения Константинополя о роспуске Архиепископии: 119 голосов против Фанара. Только 15 делегатов не поддержали остальных. Очевидно, что небольшая часть приходов уйдёт под патриарха Варфоломея.

А большая часть? На ассамблее стало очевидным, что всё-таки Архиепископия ведёт какие-то переговоры с Москвой. В соцсетях выложили скан письма архиепископу Иоанну из РПЦ. Его написал руководитель управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям, архиепископ Венский и Будапештский Антоний. На момент написания этого текста письма не было ни на сайте ОВЦС РПЦ, ни на сайте Московской патриархии. Не было там и никаких заявлений насчёт братьев-«евлогиан».


Документ датирован 21 февраля. То есть его направили за два дня до ассамблеи православных «французов», которая прошла в Париже.

Из документа ясно следует, что архиепископ Иоанн ведёт переписку с РПЦ как минимум с декабря 2018 года. Москва готова принять к себе Архиепископию с сохранением особенностей её епархиального и приходского управления. То есть даётся гарантия, что административная система будет особой, не такой, как у обычной епархии РПЦ. Это значит, что намного более демократичной. «Евлогианам» обещают, что они и далее смогут выбирать епископа, правда, после одобрения списка кандидатов у Патриарха Московского. Кроме того, результаты выборов должен будет утверждать Синод РПЦ. Тут ничего удивительного нет. У православных (и не только) епископа рукополагают несколько других епископов. Сам по себе он объявиться не может. А у Архиепископии он сейчас один, к тому же немолодой — скоро 77 лет. Если уходить от Константинополя, то надо к кому-то присоединиться, иначе можно потом не получить каноничного епископа.

Кроме Москвы, которая готова на большие уступки, по сути, даже на изменение устава РПЦ (таких образований, как Архиепископия с подобными широкими правами сейчас этот документ не допускает), есть ещё несколько вариантов. Архиепископия может попроситься, например, к Румынской православной церкви. Но есть нюансы.

Начальство в Константинополе не скрывает, что может запретить в служении «евлогианского» архиепископа Иоанна. Фактически он и большая часть его подначальных сейчас стали бунтовщиками в глазах патриарха Варфоломея. А тогда союз с ним для других церквей означает конфронтацию с Фанаром. Все ли на это готовы? Понятно, что больше всех готова РПЦ. Она уже и так в конфронтации. Так что союз с Москвой выглядит очень вероятным вариантом, к тому же эта церковь близка в культурно-историческом плане. Правда, с этим не все согласны. По-прежнему у некоторых «белогвардейцев» сохраняется отношение к РПЦ как к «кагэбэшной», «сталинской» и т. п.

Не будем забывать и о второй «белогвардейской» юрисдикции — РПЦЗ. В недавнем прошлом она вошла в союз с РПЦ. С РПЦЗ Архиепископия тоже ведёт переговоры, но подробности пока неизвестны. Но известно о таком решении: если всё-таки Константинополь запретит архиепископа Иоанна в служении, тот начнет поминать на службе Патриарха Кирилла.

Пока до конца непонятно, зачем РПЦ под занавес 2018 года на заседании Синода решила учредить Патриарший экзархат в Западной Европе с центром в Париже (как и у Архиепископии). Возможно, это площадка для перехода «евлогианских» общин напрямую под Московский патриархат. Возможно, есть другой замысел: доказать Константинопольскому патриархату, что в православном мире последнее слово не за ним.

Некоторые наблюдатели считают, что на этом фоне сознательное обострение отношений с Архиепископией — это некий хитрый ход Константинополя. Он жертвует «конём» в рамках какой-то долгосрочной стратегии. Время покажет, так это или нет.

А пока Архиепископия взяла время на раздумья. Решено, что в июне снова пройдёт генеральная ассамблея. И там уже будут решать вопрос окончательно: с кем вступать в союз. Остаётся надеяться, что западные братья отметут старые мифы о «кагэбэшных» братьях на востоке и вернутся домой. В Русскую Церковь. Пускай и примерно через 100 лет.