Российский финансовый капитал продолжает активно кредитовать белорусский ретейл. В мае «Евроторг» разместил 5-летние облигации на 5 млрд рублей. Причём это уже второе подобное размещение, в июле прошлого года компания уже выпускала облигации на аналогичный срок и сумму. А на минувшей неделе «Росэксимбанк» открыл «Евроопту» кредитную линию в объёме 15 млн евро (1,18 млрд рублей). Тем самым совокупный лимит финансирования белорусского ретейлера вырос до 33,5 млн евро (2,63 млрд рублей). К слову, облигации «Евроторга» пользовались популярностью даже у обычных российских инвесторов.


В свою очередь, в Российском экспортном центре подчеркнули, что тем самым «Росэксимбанк» финансирует расчёты «Евроторга» с российскими поставщиками: «В условиях возросшего спроса на продукты питания для нас важно стимулировать прирост оборота экспортных поставок путём оказания финансовой поддержки иностранным покупателям. Такое финансирование, по сути, будет способствовать раскрытию экспортного потенциала российских производителей и укреплению торгово-экономических отношений между Беларусью и Россией». 

А это, к слову, означает, что растут не только поставки белорусских продуктов питания на российский рынок, но и наоборот  российских на белорусский. 

Подобное кредитование вдвойне важно для российского и белорусского бизнеса в свете экономических прогнозов для обоих государств. Так, Сбербанк РФ ожидает снижения ВВП России в 2020 году на 4,24,5 % (если  не случится второй волны COVID-19). Российский Центробанк и Минэкономики РФ оценивают возможное падение ВВП в схожих пределах (46 % и  5 % соответственно). Нетрудно догадаться, что такое падение обязательно негативно скажется на белорусском экспорте в РФ. В лучшем случае мы увидим стагнацию. 

Замедление работы российской и белорусской промышленности грозит отразиться и на важнейшем совместном проекте Союзного государства  запуске БелАЭС. Согласно отчёту Международного энергетического агентства, среднемировое снижение спроса на электроэнергию в 2020 году достигнет 56 % (а выработка электроэнергии АЭС сократится на 3 %). Учитывая, что главным потребителем энергии АЭС является промышленность, балансировка энергосистемы Беларуси после пуска БелАЭС может оказаться более сложной задачей, нежели в условиях стабильно работающей экономики. 

Между тем, по словам посла Беларуси в России Владимира Семашко, дата запуска станции станет известна уже на текущей неделе: «По энергоблоку номер один мы буквально через неделю вместе с руководством "Росатома" (а я до сих пор курирую эту станцию, каждый месяц проводим штабы) определимся с конкретной датой физического пуска». 

В конце же прошлой недели стало известно о том, что на площадку первого энергоблока БелАЭС была доставлена передвижная дизель-генераторная станция (в рамках комплекса предпусковых работ). 

Минимизировать последствия падения экономики можно, лишь ориентируясь на восстановительные планы друг друга. Так, один из акцентов общенационального плана восстановления российской экономики — масштабные вложения в транспортную инфраструктуру, то есть прежде всего дорожное строительство. В частности, ремонт 45 тыс. км региональных трасс (нацпроект «Безопасные и качественные автодороги», БКАД) планируется завершить в 2023 году, а не в 2024-м, как планировалось. 


Большая часть этих средств, разумеется, уже распределена. «В БКАД не задействованы гиганты строительной индустрии, ремонты ведёт чистой воды малый и средний бизнес. Поэтому миллиарды рублей БКАД — это и прямая поддержка местной занятости, и огромный социальный эффект», — комментирует директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Однако ускорение нацпроекта вполне может создавать локальную нехватку рабочих рук и техники, решить которую можно за счёт привлечения белорусских специалистов, в том числе и на условиях субподряда. 

Пока же подтверждено участие белорусских специалистов в возведении объектов инфраструктуры на другом нацпроекте — космодроме «Восточный». Напомним, в феврале текущего года эта тема уже прозвучала. Тогда президент Беларуси Александр Лукашенко упомянул, что предложил такой вариант сотрудничества сразу в двух проектах: «Восточном» и строительства АЭС в Египте. Сообщается, что к работе белорусские специалисты приступят в 2022 году. 


Напомним также, что такое сотрудничество будет ещё и своего рода исторической преемственностью: прорабом «Байконура» был уроженец БССР Сергей Алексеенко. 

Точки соприкосновения находят не только строители, но и учёные. Да ещё и по такому актуальному вопросу, как эпидемия COVID-19. Российские и белорусские учёные на прошлой неделе провели первую совместную конференцию на уровне Академий наук, посвящённую этой проблеме, и договорились объединить усилия, в частности в вопросах разработки препаратов и методик лечения и восстановления поражённых вирусом органов. 

Темой взаимной торговли на прошлой неделе занимались не только «Евроторг» и «Росэксимбанк». Слабые места в ней прокомментировал Владимир Семашко, призвав Союзное государство брать пример с ЕС: «Сорок три мясокомбината белорусских полностью или частично закрыты. Сорок один молокозавод полностью или частично закрыт. Двенадцать — переработки мяса птицы. Восемь — переработки рыбы. И даже шесть (заводов), которые выпускают фураж для животных. Это же не дело, это надо как-то решать». В данном случае посол имеет в виду уже хорошо нам известную и не раз обсуждавшуюся проблему двусторонней торговли. В свою очередь и мы напомним, что тема балансов (поставок продовольствия) была одной из дорожных карт к интеграционному соглашению. И её решение застопорилось вместе с остальными в конце декабря прошлого года. Поэтому решать, несомненно, нужно. Однако сделать это точечно вряд ли уже возможно. 

Во-вторых, путь ЕС, на который ссылается белорусский посол, действительно может оказаться для предприятий в чём-то удобнее. Однако при этом он состоит не только из плюсов. И об этом нужно помнить сейчас, чтобы минусы не стали неожиданностью. 

Путь ЕС — это квотирование торговли. Действовавшие до последнего времени балансы регулировали экспорт весьма приблизительно. Что как раз и делало возможным рост экспорта по отдельным товарным категориям на 152025 % — той же молочной продукции. Квота же предполагает некий фиксированный объём поставок с ежегодной коррекцией. В крайних случаях такое квотирование предполагает и ограничение производства, вплоть до ликвидации или перепрофилирования, а не частичного закрытия. Борьба за эти квоты — ежегодная внутриевропейская драма. 

Значит ли это, что квоты  плохо? Отнюдь не так однозначно. Но тогда необходима системная работа в этом направлении, прежде всего по линии межминистерского (Минсельхоз) сотрудничества. Как известно, с 20142015 гг. в России активно занимаются продовольственной безопасностью, повышая уровень самообеспечения продуктами питания. Порой настолько динамично, что это уже приводит к напряжению отдельных категорий производителей (последний пример — экспорт белорусских шампиньонов). 


В этом смысле обращение к теме квотирования запоздало на несколько лет. Белорусским предприятиям, настроенным на сохранение рынка, уже следует активно работать на уровне министерства и субъектов Федерации, встраиваясь во внутрироссийские балансы производства. Некоторые так и делают, в т. ч. вынося часть производства в Россию («Серволюкс»). 

О намерении двигаться в этом направлении заявил председатель постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрей Савиных: «Мы должны самое пристальное внимание уделять, может быть, даже подготовке модельных законов [Союзного государства. — СОНАР-2050]. Это хороший инструмент, который позволит нам активно сближать законодательство двух стран. Не меньше внимания следует уделять программам Союзного государства».

Напомним, за последнее время это уже отнюдь не первый сигнал, свидетельствующий в пользу готовности белорусских партнёров возвращаться к обсуждению углубления интеграции. В начале июня это же декларировал и Владимир Семашко. В пользу такой готовности говорит и возврат в поле активного обсуждения визового соглашения (ожидается, что 19 июня, во время визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Минск, оно, наконец, будет подписано).