16 апреля министр здравоохранения Беларуси Дмитрий Пиневич подал личный пример, привившись российской вакциной «Спутник V», выпущенной в Беларуси. Двумя днями ранее в министерстве одобрили вакцину к применению, хотя по сути это был чисто формальный шаг, поскольку «контроль качества как опытно-промышленных серий, так и промышленных серий осуществлялся центром имени Н. Ф. Гамалеи совместно с РУП "Белмедпрепараты"».


Массовая вакцинация в России и Беларуси приносит вполне ощутимые плоды. Один из них — восстановление транспортного сообщения между странами до «доковидной» интенсивности. «Мы восстанавливаем транспортное сообщение, в частности, 30 апреля будет реализован проект "Ласточки" Москва — Минск. И мы вообще собираемся железнодорожное сообщение восстановить в ближайшее время», — сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в минувшую пятницу. Восстанавливается и авиасообщение, что подтвердила и белорусская сторона: с 24 апреля «Белавиа» возобновляет полёты в московский аэропорт Жуковский. Подтверждать отсутствие COVID-19 при въезде в РФ белорусы могут через приложение «Путешествую без COVID-19». Напомним, что такая возможность появилась с 1 февраля, а с 1 апреля срок использования был продлён на неограниченный период. Всего в Беларуси действуют 13 лабораторий, которые имеют возможность передавать результаты ПЦР-тестов в единую информационную систему, открывающую возможность перемещения по России, а также и в пространстве ЕАЭС. 

К слову, вслед за Беларусью и Казахстаном производство «Спутник V» собираются наладить и остальные члены ЕАЭС. А Александр Лукашенко во время переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым заявил, что Беларусь готова экспортировать «Спутник V» в Азербайджан, если в Баку изъявят такое желание.

Нетрудно заметить, что вопрос производства собственной вакцины или локализации производства российских препаратов выходит далеко за рамки конкретной эпидемии. 

«Пандемия ещё раз показала всем странам мира необходимость развития и поддержки собственной сырьевой и компонентной базы. За время её распространения более 90 стран мира ввели ограничения экспорта фармацевтической продукции, в том числе фармацевтических субстанций. Необходимо разработать механизмы (как финансовые, так и нефинансовые), стимулирующие дальнейшее развитие фармотрасли. Речь идёт, в том числе, об углублении локализации производства и поддержке передовых разработок», — отмечает и. о. директора департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России Дмитрий Галкин.

На минувшей неделе состоялась встреча глав правительств России и Беларуси, анонсированная ещё в марте. Судя по всему, главной темой этой встречи были дорожные карты или, как их теперь называют, пакет предложений по углублению интеграции Беларуси и России. Премьер-министр Беларуси Роман Головченко не стал вдаваться в подробности переговоров и лишь отметил, что этот самый пакет предложений находится «в высокой степени готовности». Однако по-прежнему остаются те, по которым консенсуса ещё нет: «В основном это те вопросы, которые имеют практическую значимость для выравнивания условий хозяйствования наших экономических агентов. Потому что, не найдя развязок по ним, мы не сможем выстроить по-настоящему союзную экономику и реальный интеграционный проект». 


Впрочем, в этот раз надежду на успешное завершение переговоров даёт неожиданное заявление белорусского президента, сделанное 17 апреля. Александр Лукашенко, комментируя журналистам информацию о раскрытии спецслужбами РФ и РБ заговора, ставившего целью переворот в Беларуси и физическое устранение самого Лукашенко, упомянул о скором подписании специального президентского декрета: «Это будет одно из принципиальных моих решений за четверть века президентства. Это будет очень серьёзно. Поэтому даже если меня не будет (по-народному говорят "только через мой труп"), у них ничего не получится».

Пока главы правительств договариваются, мы можем перечислить, какие реальные выгоды от интеграции ждут жителей СГ уже в ближайшее время. К примеру, уже с середины следующего года переводить деньги в Беларусь можно будет по номеру телефона через Систему быстрых платежей (Банк России). При этом не имеет значения, в каком банке имеют счета отправитель и получатель средств, главное, чтобы оба банка были подключены к Системе. Отдельный бонус — в пределах до 100 тысяч рублей перевод будет осуществляться без комиссии.


Российский экологический оператор и Оператор вторичных материальных ресурсов Белоруссии подписали соглашение о сотрудничестве. Теперь белорусский оператор сможет участвовать в строительстве заводов по переработке отходов в России. К тому же в России намерены перенимать белорусский опыт внедрения расширенной ответственности производителей (РОП), что как раз и позволит аккумулировать средства для строительства таких предприятий.

Федеральная налоговая служба России и министерство по налогам и сборам Беларуси завершили первый этап пилотного проекта по обмену электронными товаросопроводительными документами. Уже в мае запланирован запуск второго этапа с увеличением участников (в первом этапе участвовали 20 компаний с обеих сторон).

Почти 50 белорусских предприятий (машиностроение, легпром) получили полный доступ к госзакупкам в России. Это стало возможным благодаря изменению подхода. Ещё в 2020 году такой допуск был возможен только для предприятий с высокой долей закупок комплектующих в РФ. Теперь локализация расширена до масштабов ЕАЭС, что сразу увеличило число таких предприятий с 28 до 47.

Прибалтика начала жить без российского и белорусского электричества — пока в тестовом режиме. В начале минувшей недели стало известно, что ещё 8 и 11 апреля латвийский оператор AST без объяснения причин прекратил импорт электроэнергии из России. Видимо, таким образом там решили протестировать выход из энергокольца БРЭЛЛ, запланированный на 2025 год. При этом «выход» был неполным, поскольку перетоки электроэнергии из Калининградской области продолжали поступать в Литву. 


Россия и Беларусь проводили аналогичные испытания, показавшие надёжность работы энергосистем в случае разрыва энергокольца БРЭЛЛ. Более того, тренировочный «выход» Латвии из БРЭЛЛ показал, что стоимость электроэнергии на оптовом рынке в европейской части РФ и на Урале снизилась на 1 % (1370 руб/МВт·ч), тогда как в Прибалтике она, наоборот, выросла (в Литве — с 47 до 51 евро за МВт·ч). Впрочем, упорная борьба Литвы с БелАЭС давно доказала, что о стоимости электроэнергии там задумываются в последнюю очередь. 

В кильватере Прибалтики идёт и Украина. 15 апреля её Верховная Рада приняла закон «О сертификации системы передачи». Закон устанавливает европейские правила проведения сертификации системного оператора «Укрэнерго» (оператор энергосистемы Украины). Такая сертификация необходима для объединения украинской энергосистемы с европейской, кроме того, она упрощает торговлю электроэнергией с ЕС. Отдельным пунктом в законе прописан запрет импорта электроэнергии из России и Беларуси. Однако формулировка («в связи с окончанием отопительного сезона и ростом запасов угля на складах ТЭС») показывает, что саму возможность закупки электроэнергии в Беларуси и России украинская власть сохраняет на экстренный случай.

Международные резервные активы Беларуси по состоянию на 1 апреля снизились до 6,94 млрд долларов. В Нацбанке республики объясняют это «плановым погашением правительством внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте на сумму около 310 миллионов долларов, а также уменьшением стоимости монетарного золота», однако у этого сокращения есть ещё одно объяснение — восстановление импорта российской нефти.

В январе — феврале Беларусь импортировала нефти почти на 1 млрд долл., из которых 912 млн долл. было заплачено за российскую нефть. Однако растут не только расходы на импорт, но и экспортные поступления. В январе — феврале выручка от продажи нефтепродуктов за рубеж достигла 649 млн долл. (в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года). В частности, Беларусь нарастила отгрузки топлива на Украину до 546 тыс. тонн (+65 %), что объясняется не только базой сравнения (прошлогодний спор о стоимости нефти), но и введённым Украиной запретом на импорт топлива по трубопроводу. Один только экспорт топлива на Украину принёс Беларуси почти 250 млн долл.  

Поправит финансовую ситуацию Беларуси не только экспортная выручка, но и второй транш кредита. Как сообщил министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов, он ожидает его получения в конце июня. 

Если спор о стоимости нефти разрешился ещё в прошлом году, то ситуация вокруг предприятия «Запад-Транснефтепродукт» продолжает отправлять отношения между двумя странами. Напомним, что проблема заключается во введении экологического налога для компаний, занимающихся транспортировкой нефти и нефтепродуктов, а также в повышении для них ставки налога на прибыль с 18 до 50 %. Новый налог и ставка прибыли действуют с января 2020 года и распространяются по сути только на два предприятия: «Запад-Транснефтепродукт» и «Гомельтранснефть Дружба» (госкомпания). 

«Плюс ещё общий НДС. Получается тройное налогообложение. За 2020 год 82 % нашей прибыли ушло на налоги. С прибыли осуществляется закупка новой техники. Например, в 2019 году мы закупили около 46 единиц — это грузовые машины, краны, КамАЗы, экскаваторы и так далее. Сейчас эта возможность отсутствует. Храним деньги в банке или продали свою технику — должны 50 % с прибыли», — описывал абсурдность ситуации генеральный директор «Запад-Транснефтепродукт» Владимир Леонов в феврале 2021 года. Тогда же он предупредил, что предприятие рассматривает возможность приостановки работы: «Рабочая группа высокого уровня в повестке эту тему уже рассматривала. Она остаётся в повестке. К сожалению, переговоры не увенчались успехом и позитива мы не видим».