Четверг минувшей недели (8 июля) многие белорусские СМИ окрестили чёрным: в этот день белорусские правоохранители хорошенько так проехались по отдельным представителям четвёртой власти. В оппозиционных СМИ заявили не менее чем о 23 обысках в редакциях и в квартирах сотрудников (Intex-Press, Наша Нива, «Брестская газета» и прочие).

В ответ мы можем сказать только одно: нужно внимательнее следить за новостной повесткой. О таких жёстких мерах было заявлено прямым текстом ещё в ходе VIII Форума регионов. 

Во время выступления на пленарном заседании президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что «...Нужно укреплять союзные средства массовой информации, усиливать их влияние на общем информационном поле, особенно в интернете, чтобы вырабатывать иммунитет к фейковой информации, обеспечивать высокий уровень безопасности в медиасфере. Это особенно важно в отношении молодёжи».  

Глядя на эту зачистку информационного поля, вспоминается российская эпопея с иноагентами (напомним, в Беларуси собирались при разработке аналогичного закона взять за основу российский образец). Только в РФ эта зачистка была гораздо сильнее растянута во времени. А в Беларуси, учитывая специфику ситуации, вынуждены решать проблему более оперативно.


На эту зачистку ожидаемо откликнулась так называемая экспертная сеть iSANS. Несмотря на изначальную ангажированность и прогнозируемость текстов данной структуры (в очередной раз заявлено, что белорусские СМИ теперь работают по «нарративам из Москвы») материал небесполезен. Например, в нём напоминают, что это далеко не первый прецедент подобных действий в отношении нелояльных (а также откровенно враждебных белорусской государственности медиа) — в августе 2020 года их закрыли куда больше. Следовательно, ничего «чёрного» не случилось: белорусская власть укрепляет информационную безопасность по примеру РФ. Причём, укрепляет последовательно. 

Да, в очередной раз отметим некоторую запоздалость этих действий. Сеть медиа-структур из СМИ, групп в соцсетях, задачей которой было перехватить у власти инициативу в формировании информационной политики, активно формировалась в 2016-2018 гг. В 2018-2019 гг. она тренировалась на торпедировании интеграционных инициатив СГ, и разбираться с ней нужно было ещё тогда. Но что уж теперь: лучше поздно, чем никогда. 

Отдельно отметим, что лучшего времени для такой зачистки не найти. Беларусь всё равно под санкциями и её руководству не нужно бояться испорченных отношений с ЕС. Не стоит слушать и тех, кто прогнозирует очередной пакет санкций в ответ на суверенизацию информационной сферы. Санкции вводят не в ответ на приземление Протасевича, обыски в СМИ либо что-то ещё. А потому, что Лукашенко до сих пор остаётся президентом Беларуси. А сама Беларусь наконец-то окончательно спрыгнула с поезда под названием «Восточное партнёрство». 

Перейдём к конструктиву. На минувшей неделе в ходе встречи министров энергетики России и Беларуси был определён порядок создания энергорынка СГ. Договорились, что такой рынок начнёт работать не позднее 1 января 2024 года. А спустя 3 года намечен «...переход к более глубокой интеграции электросетевых комплексов двух стран». 

Как мы ранее и прогнозировали, одной из целей создания союзного энергорынка станет экспорт белорусской электроэнергии через Россию. Об этих перспективах недавно высказался посол Беларуси в России Владимир Семашко: «Те линии электропередачи, которые есть, например между Смоленском и Беларусью, позволяют пропускать где-то 7-8 миллиардов киловатт·часов». Указанный объём сопоставим с годовой производительностью одного энергоблока БелАЭС (10-10,5 млрд кВт·ч), т.е. экспорт в таких объёмах обессмысливает энергобойкот Беларуси со стороны других соседей. 

Дополнительные возможности для такого экспорта даёт общий рынок электроэнергии в рамках ЕАЭС. Более того, уже после ратификации Россией протокола об общем рынке электроэнергии у Беларуси появляется возможность использовать энергетическую инфраструктуру РФ для поставок электроэнергии в Латвию или Финляндию, однако «...Москва готова рассчитывать стоимость транзита только постфактум – после завершения самих поставок. Это условие не устраивает потенциальных поставщиков», — говорится в публикации Sputnik-Беларусь. С другой стороны, если у Беларуси после запуска второго энергоблока возникнут проблемы со сбытом, то до момента формирования союзного и евразийского энергорынков хоть какая-то возможность экспорта у Беларуси всё-таки будет. 

В июне уже было анонсировано привлечение белорусских специалистов к модернизации транспортной инфраструктуры в РФ. В июле же было получено подтверждение и уточнено количество специалистов, которые могут рассчитывать на участие в работах по обновлению Восточного полигона РЖД: «На данный момент над проектом работает 11 тысяч человек. Мы считаем, что для реализации проекта должно быть не менее 15 тысяч человек. Очень надеемся, что мобилизуем их уже в течение июля, максимум августа. К концу года объём мобилизации должен дойти до более 20 тысяч человек», — заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. 


Правительство РФ предложило участвовать в проекте не только Беларуси, но и Узбекистану, а также Киргизии. Однако заявка на привлечение трудовых ресурсов подана пока только РБ. 

Издание ej.by опубликовало очередную подборку компаний с белорусским капиталом, работающих на рынках России и Украины (подобный рейтинг издание составляло и в прошлом году). С тех пор ситуация не особо изменилась. Из 50 компаний, вошедших в перечень, 43 работали на российском рынке. В первой десятке (по объёму выручки за прошлый год) 8 работают в России. Их совокупная выручка — 1,638 млрд евро (против 1,202 млрд евро выручки двух компаний, работающих на Украине). Общая же выручка компаний на российском рынке приближается к 4,2 млрд евро. 

Рейтинг недвусмысленно демонстрирует насколько Россия и Украина — непохожие торговые партнёры для Беларуси (при том, что обе страны являются важнейшими партнёрами для РБ). 3 из 7 компаний на Украине занимаются торговлей нефтепродуктами. На российском рынке такого доминирования нет. В соответствии со структурой белорусского экспорта в РФ компании занимаются в основном поставками продовольствия, машин, автокомпонентов. Белорусские компании поставляют российским потребителям не только товары, но и услуги (автотранспортные, логистические, нефтесервисные, строительные) и даже занимаются добычей нефти и газа (более известная читателю компания «Янгпур», разрабатывающая одноимённое месторождение, а также «Юкола-нефть»).  


Кстати, о нефти. Весной и летом мы уже писали о панических публикациях, посвящённых поставкам нефти на НПЗ «Нафтан», который оказался под действием американских санкций. При этом на самом НПЗ панических настроений не разделяли, утверждая, что ожидают те объёмы, что были согласованы ещё в начале года. Эксперты тогда сошлись во мнении, что схема поставок будет переработана: на место крупных поставщиков вроде «Транснефти» придут компании, которым санкции не страшны. Так оно и случилось. 

8 июля стало известно, что компании «Нефтиса», «Фортеинвест» и «Ойл Технолоджис» получили гарантии финансирования торговых операций, связанных с покупкой нефти. Причём такие гарантии предоставил им Сбербанк РФ. Все три компании объединяет то, что они относятся к группе «Сафмар», связанной с персоной Михаила Гуцериева. По иронии судьбы именно структуры Гуцериева год назад были одними из поставщиков нефти в Беларусь во время так называемого нефтяного спора (январь-март 2020 года). Однако теперь их действия укрепляют интеграцию России и Беларуси. 

Говоря о союзных инициативах, нельзя пройти мимо проекта «Летний университет»: без малого 700 студентов из Беларуси в течение двух недель стажировались в ВУЗах 12 российских городов от Калининграда до Владивостока. Как следует из паспорта проекта, в российских университетах белорусские студенты прошли дополнительное обучение по 19 специальностям. 


Организаторы этого масштабного мероприятия сказали массу нужных и правильных слов о том, для чего же это всё: знакомства, польза, новые знания, умения и навыки, перспективы трудоустройства. Мы же укажем на не менее важный аспект: именно так и ведётся война за молодёжь, за будущее. Студент, хотя бы раз побывавший на таком летнем интенсиве, уже вряд ли станет слушать коноводов из очередной NEXTы о планах России по захвату Беларуси и необходимости срочно учудить в стране переворот.