На второй неделе января первый энергоблок БелАЭС был наконец-то выведен на 100 % мощности (1170 МВт электрической и 3200 МВт тепловой). «В промышленную эксплуатацию энергоблок в установленном порядке будет принят приёмочной комиссией после успешного завершения комплексного опробования оборудования», — уточнили в пресс-службе Минэнерго. 


На полную мощность станцию вывели 12 января, а 16-го стало известно о срабатывании системы защиты генератора, после чего энергоблок был отключён от энергосети. Судя по комментарию пресс-службы, «система защиты сработала в ходе опытно-промышленной эксплуатации первого энергоблока, в рамках которого проводится тестирование систем и оборудования». Из этого можно предположить, что такое отключение могло быть запланированным. 

Кроме того, на прошлой неделе стало известно, что в первой половине февраля станцию намерена посетить группа экспертов из стран ЕС. «Посещение ENSREG планируется на неделю с 8 февраля. Это часть гибридной миссии, состоящей из виртуальных встреч и посещения объекта. Целью визита является проверка предоставленной информации», — сообщает источник РИА Новости в ЕС. 

Данный визит должен был состояться ещё в декабре 2020 года, однако был перенесён по соображениям безопасности из-за пандемии COVID-19. Эксперты намерены оценить итоги стресс-тестов, проведение которых было рекомендовано европейскими экспертами ещё на этапе завершения строительства.

О белорусской электроэнергии в январе вспомнили не только в ЕС, но и на Украине. Тамошние так называемые «эксперты» в меру своего понимания пытаются объяснить суть единой энергосистемы РФ и РБ (которой пока ещё не существует). «Покупаешь ты в России, Беларуси, в Ростове, в Крыму, где угодно, ты покупаешь одну и ту же электроэнергию, которая в единой энергосистеме России и Беларуси», — заявил в эфире одного из телеканалов журналист Кирилл Сазонов, пугая угрозой отключения электроэнергии в самый неподходящий момент. 

Дело тут в решении правительства возобновить импорт электроэнергии из России и Беларуси с января 2021 года. Украина идёт на это не от хорошей жизни: почти 11 % электроэнергии в 2020 году было произведено ветровыми и солнечными станциями, что катастрофически сказывается на её себестоимости и уже привело к всплеску недовольства граждан (было принято решение значительно повысить стоимость электроэнергии для населения, вопрос пока повис в воздухе). 


Сазонов, в свою очередь, заботится совсем не о безопасности Украины, как старается показать («Мы от электричества сейчас зависим полностью. Поэтому энергетическая независимость — на уровне военной. Это ключевой вопрос безопасности»). Он лоббист владельца большинства украинских ТЭС Рината Ахметова, заинтересованного в том, чтобы балансировка стоимости электроэнергии происходила за счёт закупки энергии тепловых станций, а не более дешёвого импорта из России и Беларуси. Причём это даже не особо скрывается: заявление было сделано в эфире телеканала «Украина 24», который тоже принадлежит бизнесмену. 

Если Минэнерго РБ заинтересовано в успехе переговоров о поставках электроэнергии, подоплёку этих и других заявлений в украинской прессе следует правильно понимать. 

Плохая новость: стоимость роуминга между РФ и РБ в январе 2021 года, несмотря на многочисленные заявления всех причастных к этому лиц из обеих стран, не обнулилась. Хорошая новость: к прежнему тарифу расценки всё-таки не вернутся. Стоимость услуг по тарификации роуминга остаётся на том же уровне, до которого она была снижена с ноября (1,5 цента за минуту), и будет действовать до конца текущего года. Официальное объяснение звучит так: «Для более детального изучения механизмов пропуска роумингового трафика между странами». 


Белорусская железная дорога и РЖД уже разработали план возобновления железнодорожного сообщения между двумя странами, заявил заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко. По его словам, график движения поездов уже готов (предусматривается движение через Беларусь 53 пар международных поездов) и теперь всё зависит от политического решения и целесообразности возобновления движения с учётом продолжающейся пандемии COVID-19. 

Появилась информация и относительно ранее анонсированного запуска скоростных поездов «Ласточка» между двумя столицами. Ежедневно будут ходить две пары пятивагонных составов (440 пассажиров каждый). В пути пассажиры будут проводить порядка семи часов. 

На прошлой неделе стало известно о том, что ВС РБ в 2021 году будут оснащены российской боевой техникой: ожидается поставка второй партии истребителей Су-30 СМ, вертолётов Ми-35, радаров «Противник-Г» и «Восток», а также зенитных комплексов «Панцирь-С» и зенитно-ракетной системы С-400 (в настоящее время на вооружении ВС РБ находится предыдущее поколение данной ЗРС — С-300). 

Из перечисленного последнее наиболее примечательно. Во-первых, с момента принятия на вооружение в РФ комплексы С-400 поставлялись на экспорт только в Китай и Турцию (подписан контракт с Индией, однако поставки ожидаются в 2021–2025 гг.). Во-вторых, С-400 — одна из чувствительных точек в российско-белорусских отношениях: впервые этот вопрос поднимался как минимум 7 лет назад.


Министр здравоохранения Беларуси Дмитрий Пиневич во время общения с прессой уточнил несколько наиболее волнующих вопросов относительно вакцинации от коронавируса. 

  1. До апреля вакцину будут получать белорусы из групп риска: медработники, педагоги, работники торговли, транспорта, СМИ. После них вакцину сможет получить любой желающий. 
  2. Контракт на поставку первых 170 тыс. доз «Спутника V» уже подписан. 
  3. Кроме РФПИ («Спутник V»), в Беларуси ведут переговоры с другими производителями: российскими и китайскими. «Спутник V» белорусского производства планируется выпустить в первом квартале (видимо, именно произведённая в Беларуси вакцина пойдёт на массовую вакцинацию, в то время как группы риска привьют в основном за счёт поставок из РФ). 

Исследование, проведённое изданием ej.by, показывает, что выручка сотни наиболее крупных белорусских компаний, зарегистрированных в РФ, в 2019 году составила почти 437 млрд рублей. При этом 258 млрд приходится на частный сектор, тогда как доля госкомпаний почти в 1,5 раза ниже. 

Заметили это и в руководстве Беларуси: Александр Лукашенко дал понять, что считает причиной такой ситуации проблемы с допуском белорусских предприятий к госзакупкам. Такая проблема действительно есть, однако, как мы писали в предыдущем обзоре, механизм её решения существует. Между тем именно государственным предприятиям под силу качественно нарастить торговлю с РФ за счёт углублённой интеграции, иначе Беларусь рискует пойти по украинскому сценарию. Украинскому бизнесу так же, как сегодня белорусскому, вполне хватало режима торговых преференций (Беларусь имеет их как член ЕАЭС, Украина имела в соответствии с Большим договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве). Однако белорусским госкомпаниям мало режима обычной или преференциальной торговли, им необходимы долгосрочный союз и интеграция с РФ — только это даст возможность планировать стратегию.