В нашем месячном обзоре мы уже затронули тему «Белавиа» (влияние COVID-19 на туристические потоки в Беларусь, в т. ч. и из РФ). Поэтому продолжим тему — за последние дни появились новости.
Во-первых, приостановка рейсов «Белавиа» в РФ продлится до 11 мая (прежний срок — 30 апреля). Однако это не означает, что после этой даты полёты возобновятся. В компании просто ориентируются на решения правительства РФ (а там, в свою очередь, продлили аналогичный запрет на осуществление пассажирских авиаперевозок до этой даты).
В компании «Аэрофлот» осторожно спрогнозировали восстановление международного авиасообщения к середине лета. Если так, то и возобновления полётов между Россией и Беларусью следует ожидать примерно тогда же. Другое дело, что в последние годы Минский аэропорт и «Белавиа» наращивали пассажиропоток в основном за счёт транзитных туристов. Следовательно, восстановление авиасообщения не будет означать восстановления пассажиропотока. Из Минска в Москву и обратно граждане РФ и РБ лететь смогут, а вот смогут ли граждане Украины лететь в Москву или граждане РФ и РБ — в дальнее зарубежье, пока вопрос без ответа.
Исходя из этого выйти на показатели 2019 года, ставшего пока наилучшим в истории компании по показателю пассажиропотока, в «Белавиа» намерены в 2021 году.
Откуда же в таком случае возникла дата 11 мая? Во-первых, именно 11 мая завершается нерабочий период, установленный правительством и президентом РФ. Во-вторых, близкая дата прозвучала в недавней оценке ВОЗ. Представитель Всемирной организации здравоохранения в России Мелита Вуйнович заявила, что ограничения, введённые из-за пандемии, можно будет постепенно снимать с 12 мая. «Предстоящие две недели сейчас ключевые, чтобы закончилось распространение вируса, чтобы постоянно падало число новых случаев заражения, а мы могли сказать: да, сейчас возможно рассмотреть, какие меры можно было бы ослаблять».
Иными словами, нужно не просто дотерпеть до 12 мая, а дотерпеть в том же режиме максимально возможного социального дистанцирования. Для наших стран соблюдать такой режим в первой половине мая всегда непросто, в основном из-за Дня Победы. Позиции РФ и РБ относительно формата праздничных мероприятий в условиях эпидемии разошлись. Как ранее сообщалось, в России праздник отметят воздушным парадом и салютом. Причём воздушный парад состоится не только в Москве, но и ещё в 32 российских городах. Владимир Путин обратится к россиянам, стоя рядом с Вечным огнём у могилы Неизвестного Солдата.
В Минске отменять традиционный парад не стали, хотя Александр Лукашенко и указал, что «никого тащить на это мероприятие не надо». С другой стороны, он, а затем и связанный с его администрацией телеграм-канал «Пул первого» сообщил, что принять участие в минском параде изъявили желание «отдельные российские депутаты и сенаторы».
Позицию последних наверняка остудят сразу два обстоятельства. Во-первых, пример Михаила Мишустина, который заболел COVID-19. Т. е. ни сенаторство, ни депутатство не страхуют от заражения.
Во-вторых, последняя статистика по заболеваемости. Как известно, в последние дни в РФ регистрируется по 10 и более тысяч новых случаев, а их общее количество подбирается к 150 тыс. заболевших. Учитывая, что ещё месяц назад дневной прирост считали десятками и сотнями, становится неуютно.
Однако статистика упряма: шансы подхватить коронавирус в Беларуси примерно вдвое выше. Вот ситуация на 3 мая.
Отметим, что этот разрыв между РФ и РБ постоянно увеличивается.
«Темп прироста новых случаев в Беларуси является одним из самых высоких в Европейском регионе ВОЗ», — комментирует этот рост представитель ВОЗ в Беларуси Батыр Бердыклычев, повторяя о необходимости переноса всех массовых мероприятий, внедрения форматов удалённой работы и дистанционного обучения.
Говорит об этом не только представитель ВОЗ, но и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Последний намекнул, что без этого Беларуси не стоит особо рассчитывать на получение помощи от ЕС: «Невозможно, чтобы с одной стороны предложили помощь, [а с другой стороны] не выполняли рекомендаций, которые мы реализуем в наших странах и просим всех выполнять».
Со своей стороны отметим, что Россия никогда не ставила условием предоставления помощи союзнику соблюдение им рекомендаций третьей стороны.
Впрочем, члены т. н. экспертной сети iSANS считают иначе. Свой очередной обзор они озаглавили «Принуждение к самоизоляции» (намекая тем самым, что все доступные средства брошены Россией на это самое принуждение). Любопытно, что с рекомендациями ВОЗ эти «эксперты»… полностью согласны, а принуждения со стороны представителя ЕС, видимо, предпочли не заметить.
К слову, iSANS прекрасно спелся с официальными белорусскими СМИ. В недавнем сюжете программы «Понятная политика» авторы сослались на iSANS как на авторитетный источник. Теперь же iSANS принимает подачу и немалую часть своего обзора посвящает той же теме, что и авторы «Понятной политики»: выискивает, кто и где в российских телеграм-каналах посмел принудить Беларусь к соблюдению требований ВОЗ (с разумностью которых, напомним, в iSANS полностью согласны). В общем, 2*2=4, но Россия всё равно виновата.
В прошлом обзоре мы уже анализировали ситуацию с планируемой загрузкой белорусских НПЗ. Уже тогда мы писали о том, что ремонт Мозырского НПЗ отнюдь не причина снижения белорусской заявки на поставку российской нефти на май (1,13 млн тонн). Сегодня мы имеем как минимум два подтверждения этих слов.
Первое — оценка старшего директора группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрия Маринченко. «Спрос на нефть и нефтепродукты сейчас падает из-за пандемии, поэтому неудивительно, что Беларусь снижает закупки нефти», — говорит он в комментарии изданию Tut.by. Пресс-секретарь «Белнефтехима» Александр Тищенко фактически подтверждает его слова: «При такой конъюнктуре рынка нет смысла в работе НПЗ с максимальной загрузкой».
Второе — темпы падения экономики ЕС (Великобритания и Нидерланды до кризиса были основным экспортным рынком белорусской нефтепереработки, который давал 70–75 % экспортной выручки от реализации топлива). «Экономика ЕС сократилась на 3,5 % за первые три месяца 2020 года. Итоги первого квартала — лишь намёк на будущие разрушения. Повсеместный карантин сковал ЕС только в марте, и основной удар по карману граждан и бизнеса придётся на текущий второй квартал. Если вирус не отступит во второй половине года и экономика не начнет восстанавливаться, общий ущерб будет ещё более существенным», — говорится в публикации ВВС.
Данный видеосюжет весьма примечателен тем, что является квинтэссенцией белорусского восприятия ситуации на мировом рынке нефти. Отголоски озвученных в ролике тезисов можно встретить как у официальных лиц, так и у оппозиционеров. Между тем что-то мешает его авторам сделать очевидный вывод из озвученной ими же информации (переполненность наземных и морских хранилищ нефти, сохранение низких цен и т. п.): если проблемы у нефтедобывающих стран, то и у нефтеперерабатывающих дела идут неладно. Падают и объёмы реализации, и маржа. А низкие цены и диверсификация каналов поставки сырья остаются в утешение.
Иными словами, не исключено, что ремонты на белорусских НПЗ могут затянуться.