Конкуренция приарктических стран усиливается с каждым годом. Это происходит из-за изменений климата, которые открывают доступ к богатым ресурсам региона. Освоение арктических территорий способно повысить экономическое благосостояние сопредельных стран. Хотя российская часть Арктики самая большая, соперничество за обладание территорией идёт не только с нашей страной, но и между другими государствами региона.

Нефть, газ и металлы — причина соперничества стран

Арктика не только богата сырьевыми месторождениями, она имеет особое географическое положение. Через неё проходят два судовых маршрута, соединяющие Атлантический и Тихий океаны: Северный морской путь (в арктической зоне России) и Северо-западный проход (в арктической зоне Канады). В обоих случаях путь на 6-9 тысяч километров короче по сравнению с дорогой через Панамский и Суэцкий каналы. В настоящее время Северный морской путь можно использовать в течение трёх-четырёх месяцев в год, но потепление климата в обозримой перспективе способно сделать данный маршрут пригодным для круглогодичного судоходства. Огромны биологические ресурсы Арктики: пятая часть общемировых запасов пресной воды и несколько самых крупных рек Земли расположены именно здесь, в арктических морях обитают крупнейшие популяции промысловых рыб.


Основные игроки в освоении Арктики (США, Норвегия, Канада, Дания)

США, Канада, Норвегия, а также Дания, владеющая Гренландией, стремятся обрести территориальные права на новые части Арктики, поскольку таяние полярных льдов повышает актуальность Северного морского пути между Европой и Азией, а также позволяет рассчитывать на более интенсивную добычу природных ресурсов — не только энергетических, но и полезных ископаемых на дне Северного Ледовитого океана (таких как марганец).

В американской части Арктики запасы нефти насчитывают около 15 миллионов баррелей, а запасы газа — свыше 2 триллионов кубометров. При этом 20% нефти здесь добывают на месторождении Прудо-Бей. В последние годы из-за снижения добычи на разработанных нефтяных месторождениях Северного склона Аляски в США стали набирать популярность доводы в пользу разработки морских месторождений в Чукотском море и в море Бофорта. Но успехи в освоении нетрадиционных месторождений нефти и газа несколько уменьшили актуальность этих настроений.


Месторождения нефти и газа с крупнейшими потенциальными запасами

В канадском арктическом секторе расположено 49 месторождений нефти и газа (в дельте реки Маккензи), ещё 15 — на Арктических островах. В канадской провинции Юкон добываются золото, уголь и кварц. На территории Аляски за полярным кругом идёт добыча угля, свинца и цинка в промышленных масштабах. Здесь находится крупнейший в мире по запасам цинка карьер Ред-Дог, также дающий немалые объёмы свинца. Южнее полярного круга на Аляске работают золотодобывающие шахты. В Гренландии добывают серебро, свинец, мрамор, цинк.

Спор всех со всеми

США в последнее время заявляют о претензиях на граничащую с Аляской часть морского дна в северной части Чукотского плато. По нормам международного права, США могут претендовать лишь на относительно небольшой сектор Арктики. Поэтому Вашингтон старается продвигать идею международного использования арктических ресурсов и необходимости открытого допуска к ним транснациональных корпораций.

Взаимоотношения Канады и США по поводу Крайнего Севера неоднозначны. С одной стороны, США и Канада выступают за превращение российского Северного морского пути в международный коммерческий транзитный маршрут, настаивая на отмене обязательности проводки по нему судов российскими лоцманами и ледоколами. С другой стороны, объявление Канадой Северо-западного прохода собственными территориальными водами было негативно воспринято США, настаивающими на их международном статусе.

Канадское правительство отстаивает точку зрения, что границы арктического шельфа должны проходить от крайних сухопутных точек национальных территорий по меридианам до самого полюса. При этом предметом спора с Россией является хребет Ломоносова, тянущийся от Новосибирских островов России через центр Арктического океана до канадского острова Элсмир.

Дания заявляет, что, согласно Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), ей принадлежит примерно 900 тысяч квадратных километров Северного Ледовитого океана севернее Гренландии.

Среди приарктических государств лидером по числу территориальных претензий является Норвегия, в 2006 году заявлявшая в ООН, что хребет Ломоносова начинается на её территории. В 2009 году комиссия ООН признала претензии Норвегии на участок шельфа в Баренцевом море (площадью в 235 тысяч квадратных километров), из которых 175 тысяч квадратных километров с 1926 года считались арктическим сектором России. У Норвегии также есть разногласия с другими странами в области использования биоресурсов Баренцева моря. Определённую роль здесь играют США и Евросоюз, с одной стороны, не желающие, чтобы их главным нефтегазовым источником был нестабильный Ближний Восток, а с другой, опасающиеся энергозависимости от России. Поэтому Вашингтон и Брюссель заинтересованы как в увеличении доли норвежского углеводородного сырья в экспорте, так и в совместной с Россией разработке газовых и нефтяных месторождений на шельфе Баренцева моря.

Вашингтон продвигает идею международного использования арктических ресурсов и открытого допуска к ним транснациональных корпораций. Свой кусок хотят оттяпать Канада, Норвегия, а также Дания.

Несмотря на разность позиций, сейчас Арктика считается относительно спокойным регионом. В рамках Арктического совета подписаны и реализуются соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, о сотрудничестве в области готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике.

Арктический совет — международный форум, созданный в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты окружающей среды в северной полярной зоне. В Арктический совет входят 8 приарктических стран: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция. Кроме того, 6 организаций коренных народов Арктики наделены правом принимать решения вместе с правительствами стран-участников.

Почему Арктика так нужна России

Россия придаёт арктическому региону большое значение с позиции как экономических, так и военных интересов. Москва проявляет заинтересованность в разработке новых нефтяных месторождений на континентальном шельфе. На шельфах Баренцева и Карского морей обнаружены уникальные газовые месторождения.

По оценкам Российской академии наук, на арктическую зону приходится значительная доля общероссийских и общемировых запасов полезных ископаемых, в том числе золота — 40%, хрома и марганца — 90%, платиновых металлов — 47%. В Арктике добывается десятая часть общемировых объёмов нефти и четвертая часть — природного газа. На российском Крайнем Севере сосредоточено 80% всей арктической нефти и практически весь газ. При этом практически вся добыча в российской арктической зоне пока ведётся на суше. Российская арктическая зона богата никелем, медью, оловом, фосфором, ураном и вольфрамом. На северо-востоке Сибирской платформы обнаружены новые поля алмазоносных кимберлитов.


Стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 триллионов долларов, причём две трети из них — это стоимость энергоресурсов. Общая стоимость разведанных запасов минерального сырья арктической зоны — приблизительно 1,5–2 триллиона долларов.

На сегодня российская Арктика обеспечивает около 10-15% российского ВВП и 25% экспорта. А её потенциал ещё больше.

Россия прилагает настойчивые усилия по увеличению этих цифр. Здесь добывается и производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. На рыбохозяйственный комплекс приходится около 15% объёмов водных биологических ресурсов страны.

Российская арктическая стратегия

В 2013 году в России была разработана «Стратегическая доктрина развития Арктики», где обозначены три ключевые области российских интересов.

Во-первых, Арктика рассматривается как стратегическая база сырьевых ресурсов — в связи с предполагаемым возрастанием доступа к полезным ископаемым по мере того, как граница арктических льдов будет смещаться к северу. К тому же российские углеводородные месторождения в Западной Сибири постепенно истощаются.

Во-вторых, идущий от Карского до Берингова моря Северный морской путь, длина которого насчитывает около 6,5 тысячи километров, становится более значимым торговым маршрутом для экспорта и внутреннего рынка. Кроме того, он может использоваться иностранными судами для движения между Атлантическим и Тихим океанами. Время перевозок сокращается почти на две недели по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал.

В-третьих, Арктика интересует Россию с военной точки зрения. Кольский полуостров используется как база Северного флота, включающего новые стратегические подводные лодки с баллистическими ракетами и стратегические бомбардировщики, полёты которых вдоль арктического побережья и берегов Норвегии с 2007 года участились.

Так, компания «Роснефть» планирует добывать в арктическом регионе более четверти российской нефти. К 2050 году добыча нефти на российском континентальном шельфе в Арктике может достигнуть 20-30% общего производства нефти в РФ. Помимо «Роснефти», правом на добычу здесь наделён «Газпром».

В прошлом году «Газпром нефть», третья по значимости нефтедобывающая компания в России, увеличила добычу на 25,3 миллиона баррелей благодаря сланцевой нефти с Баженовского месторождения в Западной Сибири, где, предположительно, находятся крупнейшие запасы сланцевой нефти в мире.

Что тормозит освоение арктических богатств

Самым существенным препятствием для разработки Россией нефтяных месторождений в Арктике может стать снижение цен на нефть.

При нынешнем (и возможно, долгосрочном) низком уровне цен коммерчески рентабельны только месторождения на суше. В конце сентября 2015 года Royal Dutch Shell заявила о прекращении своего участия в российских арктических проектах. Её примеру последовали Exxon Mobil, Chevron и BP. Российские же нефтяные компании испытывают недостаток кредитов и инновационных технологий для освоения месторождений на арктическом шельфе. Однако материковые ресурсы углеводородов могут быть исчерпаны в течение ближайших десятилетий.

Для добычи и экспорта арктических полезных ископаемых России необходимо развивать инфраструктуру Северного морского пути, в том числе порты, поисково-спасательные станции, ледокольный флот, беспилотные системы контроля ледовой обстановки, средства ликвидации аварийных разливов нефти и устранения нефтяных пятен в ледовых условиях, подводно-добычные комплексы, сверхнадёжные дистанционно управляемые подводные аппараты. Технологические задачи, возникающие в ходе освоения Арктики, в свою очередь, требуют большого количества хладоустойчивых материалов, для чего должны расти масштабы российской металлургии редкоземельных металлов и сплавов. Кроме того, для нормального функционирования транспортной системы важно налаживать трубопроводы, авиационные маршруты, железные и автомобильные дороги. В модернизации нуждаются и общие социально-экономические условия жизни в регионе.

Усиление российского военного присутствия в Арктике означает рост числа кораблей вдоль арктического побережья, а также баз и взлётно-посадочных полос вдоль Северного морского пути, включая старые советские, которые возвращаются в эксплуатацию. При этом полёты стратегических бомбардировщиков вдоль норвежского побережья и других зарубежных приарктических районов пока не столь активны, как во времена СССР.

Главные тормозы освоения Арктики — это низкие цены на нефть и недостаток технологий подводного бурения.

Впрочем, как видно из этого ролика, в последние годы Россия активно работает в этом направлении:


С точки зрения российского руководства, Арктика, изобилующая ценными природными ресурсами, — потенциальное место вооружённых столкновений и диверсий. Россия создала Арктическую бригаду, готовую к дислокации в любой точке побережья Арктики. В 2018 году планируется открыть новые российские военные базы на мысе Шмидта и на Курильских островах, поддержать существующую базу на острове Котельный и вдвое увеличить военный контингент на архипелаге Новая Земля. Тем самым развивается инфраструктура будущей Арктической группировки войск.

Хребет Ломоносова — наш!

О значении, придаваемом арктическому региону в современной политике России, свидетельствует поданная в 2001 году и пересмотренная в 2016 году официальная заявка РФ на уточнение границ исключительной экономической зоны (ИЭЗ), континентального шельфа и прав судоходства в Арктике. В российской заявке в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа проходящий под Северным полюсом подводный хребет Ломоносова предложено считать продолжением Сибирской континентальной платформы. То же касается и хребта Менделеева, расположенного восточнее. Помимо этого, Россия претендует на части Баренцева, Берингова и Охотского морей. В общей сложности речь идёт о территориях площадью около 1,2 миллиона квадратных километров. В 2002 году Комиссия ООН по границам континентального шельфа отклонила первоначальную заявку России, объяснив это нехваткой информации, подтверждающей правоту РФ. Россия продемонстрировала намерение собрать научные и экспериментальные свидетельства для обоснования своих притязаний. В данном случае с позицией России не согласны Дания, Канада и США, в связи с чем решение по поводу хребта Ломоносова и хребта Менделеева не обещает быть скорым.


Сотрудничество необходимо всем

Новые перспективы в энергетической отрасли, добыче полезных ископаемых и морском транспорте дают значительный потенциал странам, прилегающим к Арктике. Необходимо международное сотрудничество приарктических стран при освоении нефтяных и газовых месторождений. Такая кооперация уже имеет место и должна возрастать. Это сулит как экономические, так и технологические выгоды, поскольку у России есть отставания в технологиях от других стран приарктического региона. При этом у России уникальная по протяжённости береговая арктическая линия и площадь арктических территорий.

По поводу арктического региона у близлежащих государств есть не разрешённые на данный момент разногласия (например, юридически не определённый статус морских маршрутов, определение внешних границ и разграничение континентального шельфа ряда прибрежных государств за пределами двухсотмильных зон), способные привести к конфликтам. В то же время особенности арктической зоны требуют многостороннего сотрудничества. Арктика должна оставаться территорией мира и разумного диалога.