Самой главной вехой в правлении Владимира Путина с вероятностью в 99,99% станет история с Крымом. Эта точка является ключевой во многих отношениях.

Четыре года назад состоялось воссоединение с полуостровом, что для русских имело огромное символическое значение. Россия открыто противопоставила себя западным державам. Из-за Крыма против Москвы были приняты политические и экономические санкции, причём их точно не снимут в обозримом будущем. Наконец, после Крыма подвисла украинская проблема, все последствия которой до сих пор ещё не ясны, но в том, что они очень важны, нет никаких сомнений.

На поверхности лежит сравнение той роли, которую сейчас играет Крым, с событиями более чем полуторавековой давности, а именно с Крымской войной 1853–1856 гг. На короткое время вся мировая политика сосредоточилась на крохотном участке под Севастополем. Там решалась судьба не только Крыма, но и России в целом. Не исключено, что история опять повторяется.

К нам приехал ревизор

У императора Павла I было четыре сына (и пять дочерей!), причём разница в возрасте между двумя старшими и двумя младшими братьями составляла целое поколение. Собственно, Николай и Михаил отца почти и не помнили. Действующим правителем при них был старший в семье Александр, а его официальным наследником — Константин.


Павел I — многодетный отец. Будущему императору Николаю I на картине 4 года, он стоит, прижавшись к матери, старшие братья беседуют на заднем фоне.

Напротив, младших готовили к военной карьере. По-настоящему готовили: спартанский образ жизни, солома вместо постели, простая солдатская пища, ружейные приёмы и розги для мотивации. Неудивительно, что во время вторжения Наполеона юные князья буквально рвались в бой, обижаясь на Александра за то, что он запрещает им приближаться к театру военных действий.

В итоге их учитель немец Ламздорф (характерно, что оба старших брата учились у французов) сделал из своих воспитанников идеальных офицеров. Честные, дисциплинированные, аскетичные, очень дружные между собой (что редкость для монархических семей), Николай и Михаил были совершенно некомпетентными в гуманитарных науках, зато отлично разбирались в математике, военном деле и фортификации. Осознавая пробелы в своём образовании, в первые дни правления Николай Павлович пригласил во дворец престарелого историка Карамзина, чтобы тот прочитал ему хоть минимальный курс лекций.


Дама в кирасирской форме — «гений чистой красоты» в глазах императора. Рисунок работы Николая I. Как и всякий инженер, царь умел рисовать.

Неожиданное вступление на престол шокировало Николая не только восстанием декабристов.

Воспитанный в духе немецкой дисциплины, новый император обнаружил вопиющее нарушение порядка во вверенной ему державе. Безделье, коррупция, показная роскошь, нарушение закона и неисполнение судебных решений — всё это стало объектом неутомимого, но не всегда успешного преследования со стороны Николая «Палкина».

Царь значительно поднял стоимость загранпаспортов для того, чтобы рублём наказать туристов, проводящих время в Париже и Баден-Бадене. Потом ограничил время на общее пребывание за пределами родины. Потом заставил устроиться на службу почти всех аристократов, до кого успел дотянуться.

Во всех столичных учреждениях Николай проводил ревизии лично. Инспектировать провинцию поехали доверенные лица, по результатам проверок многие губернаторы пошли под суд. Казанский губернатор был отправлен в отставку после донесения следующего содержания: «Кроме обедов ежедневных по купечеству, а после обеда в театре, обременён к тому же спячкой. Нельзя успеть при такой жизни в делах».

Известная гоголевская комедия «Ревизор» была создана на основе реальных событий, которых в эту эпоху было достаточно. Император после премьеры заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!»


Французская карикатура на Николая I. Очень часто недоброжелательная европейская пресса изображала царя в кабинете, где он строит свои злокозненные планы. Даже врагам было хорошо известно, что русский император — трудоголик, который проводит на рабочем месте 16 часов в сутки.

Построение ГДР на 1/6 части суши

Через полгода после восшествия на престол Николай создал политическую полицию — всемогущее Третье отделение, которое возглавил полностью лояльный царю Бенкендорф. В своих отчётах шеф жандармов так описывал положение дел в государственном управлении:

«Чиновники.  Это сословие, пожалуй, является наиболее развращённым морально. Среди них редко встречаются порядочные люди.

Хищения, подлоги, превратное толкование законов — вот их ремесло. К несчастью, они-то и правят, и не только отдельные, наиболее крупные из них, но, в сущности, все, так как им всем известны все тонкости бюрократической системы. Они боятся введения правосудия, точных законов и искоренения хищений; они ненавидят тех, кто преследует взяточничество, и бегут их, как сова солнца. Они систематически порицают все мероприятия правительства и образуют собою кадры недовольных; но, не смея обнаружить причины своего недовольства, они выдают себя также за патриотов… Они оказывают некоторое влияние на купечество, дураков-бояр и также через своих детей, которым они обычно дают модное воспитание, на молодёжь».

(«Отчёты III отделения» за 1827 г.)


Офицеры Лейб-гвардии Жандармского полуэскадрона. Элита «ФСБ» того времени.

Чтобы воспитать новое поколение чиновников, по стране была развёрнута сеть гимназий, программы которых заимствовали из немецких уставов. Внедряя германскую педантичность и дисциплину в русском обществе, царь благоволил и природным немцам. В Российской империи не было графы национальность, а только лишь вероисповедание, однако можно заметить, что большинство высших чиновников, даже если и было православным, носило явно германские фамилии.

Нередко говорят, что политическое мировоззрение нынешнего президента России было сформировано жизнью в ГДР. Чистота, порядок, сильные спецслужбы — вот стандарт правильно обустроенного государства, который сложился у молодого офицера КГБ Владимира Путина за годы работы с восточными немцами. Однако, как видим, похожие традиции имеют в русской истории глубокие корни.

«Сильнее всей Европы вместе взятой»

Николай Павлович стал первым (но не последним) правителем России, у которого на Западе была полностью негативная репутация. При нём империю назвали «жандарм Европы», «тюрьма народов», «душительница мысли и свободы» — эпитеты, которые преследуют нас до сих пор. Именно тогда сложился русофобский шаблон, что Россию следует изображать тупым, агрессивным, алчным чудовищем, а не как-то иначе. Впрочем, это совершенно логичное описание для сильнейшей державы континента, которая одним только своим существованием придавила хвосты множеству больших и малых народов Евразии.


Такая карта будет уместна и в XIX, и в XX, и в XXI вв.

Вот как описывал геополитическую ситуацию в мире середины XIX столетия известный философ и публицист Фридрих Энгельс на страницах британской прессы:

«Россия, безусловно, страна, стремящаяся к завоеваниям, и она была ею в продолжение целого столетия, пока великое движение 1789 г. не породило её грозного противника, полного могучих жизненных сил. Мы разумеем европейскую революцию, взрывчатую силу демократических идей и врождённого человеку стремления к свободе. Начиная с этого времени на европейском континенте существуют фактически только две силы: с одной стороны, Россия и абсолютизм, с другой — революция и демократия… Но если Россия овладеет Турцией, её силы увеличатся почти вдвое, и она окажется сильнее всей остальной Европы вместе взятой. Такой оборот событий был бы неописуемым несчастьем для дела революции. Сохранение турецкой независимости или пресечение аннексионистских планов России в случае возможного распада Оттоманской империи являются делом величайшей важности».

(Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений, т. 9)


Спасение Австрийской монархии, 1849 г. Победоносные войска Паскевича принимают капитуляцию венгерских сепаратистов под Вилагошем. В середине XIX века российская гегемония в Европе была очевидным фактом.

Время и место для битвы

Николаевская Россия проводила внешнюю политику исходя из своей военной мощи, т. е. почти без оглядки на мнение далёких и ближних соседей. Её армия вместе с резервами по спискам насчитывала 1 миллион 300 тысяч человек. Трудно было представить себе, что кто-то после Наполеона сможет бросить ей вызов.

Ведущие европейские державы опережали Россию в плане технических наук и промышленного развития, однако долгое время это не имело почти никакого значения для военного потенциала. Эволюция вооружений шла очень медленно. Отставание в технологиях на пару десятилетий не играло особой роли. Кремневые ружья почти ничем не отличались от тех, которые были в ходу у солдат Петра Великого во время Полтавской битвы. Но к середине XIX века прогресс привёл к качественному перевороту в военных технологиях.

На морях появились корабли с паровым двигателем, которые по всем параметрам превосходили парусных предшественников. Развитие металлургии и производство высококачественной стали позволило развернуть массовое производство штуцеров — нарезных ружей. Специально для винтовок появились пули новой усовершенствованной конструкции.

На Николая I часто возлагают ответственность за отсталость страны, хотя тут он точно ни при чём. Объективно Россия уступала ведущим странам Запада и ранее. Царь не терпел вольнодумства и, может, немного пережал с цензурой, но совершенно точно известно, что он делал всё возможное для развития промышленности и распространения технической грамотности. Как раз при нём была создана целая сеть технических, а также естественно-научных училищ и институтов, зачастую в ущерб гуманитарному образованию, которое финансировалось по остаточному принципу.


Синопское сражение, 18 ноября 1853 г. Черноморский флот под командованием Нахимова уничтожил турецкую эскадру, которая намеревалась осуществить десантную операцию в Абхазии. Из 14 турецких кораблей уйти смог только один. Это был последний триумф парусного флота.

В наших учебниках Крымская война 1853–1856 гг. ошибочно представлена как результат дипломатических ошибок Николая I и постепенного нарастания международных противоречий. На самом деле антипатия к России была ничуть не сильнее, чем за десять или за двадцать лет до этого. Принципиальное отличие только в расстановке сил. Война началась в 1854 году потому, что именно тогда Великобритания и Франция почувствовали в себе достаточно сил для победы над русским медведем.


Турецкий султан ведёт себя смело и независимо перед бородатым казаком угрожающего вида, поскольку за его спиной стоят «друзья», провоцирующие конфликт. Британская карикатура 1853 г.

О том, как сложилось «равноправное» партнёрство османов с великими европейскими державами всего лишь год спустя, можно судить по рисунку под названием «Как Джек под Балаклавой приспособил турок для полезного дела»:


 

Таким образом, Крымская война была точным и продуманным ударом, нанесённым в нужное время и в нужном месте. Россию втянули в несущественный спор по поводу привилегий для православного населения Османской империи. Позволили пройти точку невозврата, т. е. занять Молдавию и Валахию. Затем собрали мирную конференцию в Вене, на которой озвучили приемлемое для всех сторон решение. Наконец султан, получивший гарантии от новых союзников, демонстративно отверг предложенные условия и выставил встречный ультиматум. В итоге Россия не могла выйти из конфликта без потери лица.

Да, Николаю I не хватило чутья, чтобы распознать ловушку. Но есть ли в этом его вина? Давайте тогда заодно обвиним китайцев в том, что они спровоцировали опиумные войны. Аналогия между Россией и Китаем в эту эпоху является вполне уместной. Китай тоже был великой державой. Даже можно сказать, что самодостаточной цивилизацией. Однако это не спасло страну, когда она упустила момент промышленной революции и превратилась в лёгкую добычу для молодых хищников. Подобная судьба ждала Российскую империю в случае поражения.


Царь и его подданные. Иллюстрация из французской газеты. Союзники заявили, что они ведут благородную борьбу цивилизации против варварства, а в качестве аргумента предъявили подобные «доказательства».

Вступая в войну, Англия и Франция демонстративно подчеркнули отсутствие территориальных претензий к России. Предполагалось, что от империи, возможно, отколются Польша, Финляндия, Прибалтика и Кавказ, однако не это было истинной целью интервентов. Китай тоже почти ничего не потерял после поражения в двух опиумных войнах. Ничего, кроме Гонконга, государственного суверенитета, возможности защитить экономику от импорта и наркотрафика.

Последствия полного поражения в Крымской войне неизбежно вели Россию к такому же международному статусу, который имел Китай на протяжении целого столетия после опиумных войн.

  «Отстаивайте же Севастополь»

Уже первые сражения Крымской войны продемонстрировали военно-техническое превосходство противников России. Вооружённая штуцерами пехота англичан и французов расстреливала орудийные расчёты на безопасном для себя расстоянии. Парусный Черноморский флот просто затопили, поскольку вывести его на бой с паровыми кораблями союзников выглядело чистым самоубийством, а пушки и команды необходимо было сберечь для обороны города. Можно только представить, насколько деморализующим всё это стало для армии, флота и русского общества в целом.


Черноморский флот в сентябре 1854 г. был затоплен на севастопольском рейде для того, чтобы не допустить захвата крепости с моря. Командующий флотом вице-адмирал Корнилов, который до последнего стремился вывести флот в море для генерального сражения, стоит на берегу. Вскоре он погибнет на Малаховом кургане, его последними словами будут: «Отстаивайте же Севастополь».

Что характерно, Россия не посыпалась. Ни после первых сражений, ни после того, как тяжёлая война приняла позиционный характер. Под Севастополем врагу навязали изнурительную осаду продолжительностью 11 месяцев, которая обошлась английским, французским, османским и сардинским войскам в 128 тысяч солдат (русские при обороне потеряли 102 тысячи).


Эвакуация британских раненых из Крыма. После первых серьёзных потерь в английском парламенте возникла сильная антивоенная оппозиция. Так что не стоит срывать покровы с гадящей англичанки, будто бы извечно настроенной против России. Политика Великобритании лишена идейных стереотипов и всегда направлена против самой сильной на данный момент державы континента, будь то Испания, Франция, Германия или Россия.

Сравнивая потери с той и другой стороны, известный историк Тарле в своей работе «Крымская война» первым сделал предположение, что Россия в 1853–1856 гг., строго говоря, не потерпела поражение. Его идею иногда повторяют и сегодня.

Конечно, современники Николая I так не считали. Сам царь очень болезненно переживал ход войны, вскоре он заболел и умер. Но страна, её государственная модель продемонстрировали удивительную прочность, в этом Тарле совершенно прав. Не стоит преуменьшать здесь и вклад самого Николая.

Интересно, что все волнения и массовые беспорядки, которых было немало в конце 1850-х гг., оказались связаны преимущественно с одним явлением. С тем, что мобилизованных в ополчение крестьян помещики после войны попытались вернуть в статус крепостных. Тогда как традиционно призыв на службу автоматически означал полное освобождение и рекрута, и его семьи.

Ещё до войны Николай I осторожно готовил ликвидацию крепостного права, а для начала запретил свободную торговлю крестьянами — только с землёй и только с семьёй. Крымская война напомнила властям, что вопрос освобождения требует немедленного, радикального и справедливого решения.

Равно как и проблема создания современной транспортной инфраструктуры. Как раз после войны началось массовое строительство железных дорог, которые до этого считались слишком дорогими и ненужными. Трудности снабжения российской армии в Крыму заставили отказаться и от этого вредного заблуждения.

В общем-то, эти задачи не утратили актуальности в наше время. Порядок, инфраструктура, справедливость — всё это придётся решать в будущем точно так же, как и необходимо было в прошлом.